Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Создайте грамотную финансовую модель

Пошаговый алгоритм и особенности разработки модели

Дополнительные материалы
Пример связанных таблиц для расчёта эффективности бизнес-модели
Дополнительные материалы
Пример связанных таблиц для расчёта эффективности бизнес-модели
 

Построить устойчивый бизнес, избежать финансовых проблем и привлечь внешнее финансирование — именно для этого создаётся финансовая модель. Она расскажет потенциальному инвестору, как устроен бизнес и будет ли он прибыльным. Разбираем, как построить финансовую модель, которая поможет привлечь инвесторов. 

 

Финансовая модель — что это?

 

Это приведённые в систему данные, позволяющие оценить состояние бизнеса, сделать прогнозы выручки и того, как могут повлиять на проект изменения рынка. В идеальном для инвестора варианте модель показывает устойчивый рост бизнеса, прибыли и финансовые возможности при инвестировании.

 

При запуске компании создание финансовой модели — это обязательный процесс. Для её построения не нужно использовать специальное программное обеспечение, чаще всего достаточно Excel.

 

Финансовая модель может создаваться для отдельного направления или всей компании в целом. Универсальной модели не существует — она строится под конкретный бизнес с учётом его особенностей и фактических данных, текущей обстановки и возможных рыночных сценариев. Содержание и уровень детализации зависит от того, кому вы будете представлять модель: влияет то, насколько ваш потенциальный инвестор разбирается в теме. Финансовая модель выводит конкретные показатели, например, рентабельность и производительность труда, помогает рассчитать их во взаимосвязи и изменять при необходимости.

 

Но главное — модель показывает, почему вам нужны инвестиции и почему для инвестора выгоден вклад в ваш проект.

 
 

Разработка финансовой модели

 
 

Структура финансовой модели

 

В первую очередь зависит от того, насколько масштабным предполагается ваш бизнес. Для небольшого онлайн-проекта будет достаточно описать денежный поток и операционную деятельность. Более масштабные проекты, предполагающие приобретение материальных активов, требуют расширенную версию финансовой модели. Её и попробуем составить. Пример связанных таблиц для расчётов можно скачать в разделе дополнительных материалов. 

 

Опишите исходные данные

 

К ним относятся операционные затраты, обязательные платежи, прогнозы финансовых показателей, альтернативные источники дохода и внешние факторы, которые могут повлиять на бизнес. 

 

Операционные затраты

 

Это затраты на аренду офиса, закупку материалов, оплату труда сотрудников с указанием зарплаты (с учётом индексации для конкретных должностей — это позволит понять не только затраты, но и структуру компании). Сюда же относятся суммы, которые тратятся на подрядчиков и маркетинг. Каналы продвижения лучше разделить и прописать затраты на каждый отдельно — например, на телевизионную рекламу, инфлюенс-маркетинг или установку баннеров. Указывайте траты за один месяц.

 

Обязательные платежи

 

Деньги, которые каждый месяц тратятся на налоги, государственные пошлины при оформлении документов или осуществлении деятельности, а также платёж по кредитам.

 

Прогнозы финансовых показателей

 

Описание жизненных циклов проекта. Выберите несколько временных точек и спрогнозируйте выручку, средний чек, корректировку цен и общий план продаж, включите в прогноз все потенциальные доходы от товаров и услуг — основных и дополнительных. Циклы необходимо расписать для каждого направления бизнеса отдельно.

 

Внешние факторы

 

Это всё, что потенциально может повлиять на бизнес. При расчёте учитывайте возможности роста цен на аренду, производство или материалы, потенциальное изменение налогов, курса валют и уровня инфляции, сезонность и общую динамику рынка.

 

Альтернативные источники дохода

 

То, что дополнительно приносит доход, например, субаренда, проценты по облигациям.

 
 

Укажите капитальные вложения

 

Это затраты на покупку или строительство здания, закупку оборудования или транспорта. Учитывается также амортизация — снижение стоимости вследствие естественного изнашивания. Капитальные вложения вычтите из выручки для определения размера прибыли. Наиболее популярный способ — распределение затрат на количество месяцев, составивших срок эксплуатации долговременного актива.

 

Опишите финансирование

 

Распишите, сколько уже было и будет вложено в бизнес. Здесь учитываются собственные средства, средства инвесторов, кредиторов (с указанием процентных ставок и срока кредита).

 
 

Рассчитайте денежный поток 

 

Разница между доходами и расходами, которые вы определили в предыдущих разделах бизнес-модели. Рассчитывается для периода, на который вы составляете модель — это может быть как один год, так и несколько лет. Самый важный показатель для инвесторов, поскольку он наиболее точно отображает потенциальную рентабельность компании.

 

Определите эффективность проекта

 
 

Проанализируйте чувствительность бизнес-модели

 

Это изменения прибыльности компании под воздействием внешних факторов, указанных на этапе описания исходных данных. Чем меньше чувствительность вашей модели — тем стабильнее бизнес, а значит, выгоднее и безопаснее для инвестора. Пример связанных таблиц для расчёта эффективности бизнес-модели можно скачать в разделе дополнительных материалов. 

 

Три частые ошибки при создании бизнес-модели

 
  • Обилие информации. Важно, чтобы инвестор смог понять суть вашей модели и не потерялся в количестве приведённых данных.
  • Слишком длинный или слишком короткий прогнозный период. Прогнозы должны быть реальными, но учитывать долгосрочные темпы роста.
  • Неподтверждённые прогнозы. Оптимизм — это хорошо, но его избыток вызовет только недоверие инвестора. Важно, чтобы все данные обосновывались или подтверждались авторитетными источниками.​​​
 

ВЫГОДНЫЕ ТАРИФЫ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ОТ БАНКА «ОТКРЫТИЕ»

 

Заполните заявку и ожидайте звонка от представителя банка

 
 

Самостоятельно или на аутсорс?

 

Теперь, когда вы знаете, как составлять бизнес-модель, привлекательную для инвесторов, осталось решить — подготовите ли вы её самостоятельно или закажете у консультантов, специализирующихся на оценке бизнеса. Первый вариант привлекателен тем, что никто не знает ваш бизнес лучше, чем вы, но он требует больше времени. При втором варианте временные затраты значительно сократятся, но увеличатся затраты финансовые — на оплату специалистов.
При любом решении будет полезно узнать, как находить инвесторов для бизнеса и как не допустить ошибок при работе с ними.

Дополнительные материалы
Пример связанных таблиц для расчёта эффективности бизнес-модели