Если вы хотите найти инвесторов для развития стартапа, вам необходимо составить презентацию о вашем продукте и рассылать её по фондам и бизнес-ангелам. На этом этапе у многих возникают сложности: как составить предложение, чтобы инвестор захотел вложить свои деньги в развитие вашей идеи? Собрали несколько ключевых советов в этом материале.
У каждого инвестора есть множество вариантов, куда вложить деньги. Чтобы убедить его проинвестировать именно в вас, ему нужно знать:
- кто вы и в чём ваша особенность;
- почему именно сейчас нужно инвестировать в эту отрасль;
- почему в выбранной сфере стоит инвестировать именно в вас;
- как вы вернёте и приумножите деньги инвестора, какая у вас стратегия развития;
- сколько денег можно заработать, вложившись в вас.
Ответы на все эти вопросы должны быть в вашей инвестиционной презентации. Сейчас разберём каждый из них подробнее.
Начало презентации — это раздел, который определяет, станет инвестор читать дальше или нет. Если вы отправляете письмо в фонд, то ваши документы будет смотреть аналитик, у которого:
- большое количество портфельных проектов, куда уже вложены деньги;
- множество сделок в процессе подготовки;
- воронка входящих проектов, куда попала и ваша презентация.
Именно поэтому уделите большое внимание самому первому разделу и ёмко расскажите, что за проект вы представляете и какую проблему решаете. Такое описание проекта называется «питч». Сформулировать его вы можете по схеме:
На этом слайде вы рассказываете, как работает ваш продукт. Если это что-то привычное, например, сеть парикмахерских, то можно опустить эту информацию. А если вы разрабатываете сложную платформу, то лучше прописать, как взаимодействуют все участники продукта и как строится модель монетизации.
Инвестор прочитал питч, увидел бизнес-модель — и естественным образом у него возникает вопрос: а кому это всё нужно? Как эти люди справляются со своими проблемами сейчас и в чём ценность для них вашего сервиса/продукта? Не забудьте рассказать об этом.
Если есть график, демонстрирующий взрывной рост важных показателей, показывайте его как можно раньше. Если метрики растут — это лучшее доказательство состоятельности проекта. И инвестору будет смысл вкладывать свои деньги в ваш проект.
Когда вы рассказали про свой продукт, после первых слайдов самое время объяснить, почему стоит инвестировать именно сейчас, а потом будет поздно.
В этом блоке нужно делать акцент на рынке, его объёмах и динамике либо на изменениях (законодательных, технологических), которые сейчас происходят.
Если инвестор всё ещё читает вашу презентацию, он уже в общих чертах понимает, что представляет из себя ваш продукт, и видит инвестиционную привлекательность рыночного сектора. Осталось грамотно обосновать, почему из всего многообразия проектов на рынке для инвестирования стоит выбрать именно ваш.
Ключевые конкурентные преимущества — продуктовые метрики, команда и технология. Не забудьте указать всю информацию о вашем стартапе, которая может показать ваши сильные стороны.
Когда вы убедили инвестора, что ниша развивается и вы не сравнитесь с конкурентами, важно показать, что вы понимаете, что делать дальше.
У вас должна быть go-to-market strategy, или стратегия выхода на рынок. Это алгоритм действий, которые вы совершите, чтобы продать свой продукт максимальному числу клиентов. Здесь стоит описать и все нерыночные рычаги, которые вы можете использовать: например, у вас есть доступ к выстроенной дилерской сети, это может стать ключевым преимуществом.
В этом же блоке изобразите техническую схему развития вашего проекта. Желательно выделить своеобразные вехи, по достижении которых проект выйдет на качественно новый уровень. Например, схема может выглядеть так:
В завершение материала собрали для вас несколько ключевых моментов, которые важно учитывать, когда вы готовите инвестиционную презентацию.
Инвестор — не ваш клиент. Не нужно в инвестиционной презентации рассказывать про скидки, акции и прочие пакетные приложения. Даже если он потенциальный (или фактический) клиент, сейчас он должен купить бизнес, а не услугу.
Сохраняйте фокус: не описывайте все 15 видов монетизации, которые есть у вас в голове, и 10 спин-оффов от текущего продукта, которые вы разработаете в будущем. В лучшем случае это не запомнится, в худшем — создаст впечатление размытости и нечёткости бизнес-модели.