Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как вести финансовую отчётность без бухгалтера

С чего начать и какие сервисы помогут

 

По российскому законодательству вести бухгалтерский учёт обязаны все юридические лица вне зависимости от системы налогообложения или формы собственности. Для ИП полноценный бухучёт не обязателен, достаточно вести учёт доходов и расходов. Тем не менее, ведение бухгалтерии необходимо любому бизнесу, поскольку показывает реальную финансовую ситуацию. Но что делать при отсутствии бухгалтера? Open Academy рассказывает, как подготовиться к самостоятельному бухучёту и как организовать его ведение с помощью специальных сервисов.

 

С чего начать ведение бухгалтерии

 

Для начала нужно понять, что входит в понятие «бухгалтерия». Это не только цифры и бумаги. Задачи бухгалтерии — это учёт всех движений активов и обязательств, подсчёт налогов и подача отчётности в контролирующие органы. 

Чтобы подготовиться к самостоятельному ведению бухгалтерского учёта:

 
  1. Выполните предварительный расчёт доходов и расходов вашего бизнеса. Эти данные вам потребуются для определения налоговой нагрузки.
  2. Выберите налоговый режим. В России предусмотрены основная система налогообложения (ОСНО) и специальные режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН, НПД). У каждого режима различные условия. Суммы налогообложения на разных режимах могут отличаться в несколько раз.
  3. Изучите налоговую отчётность выбранного режима и ознакомьтесь с актуальными формами отчётности. Информацию обо всех режимах и формах отчётности можно найти на сайте ФНС.
  4. Определитесь с необходимостью найма сотрудников. Работодатели обязаны вести кадровый учёт и отчитываться за работников в ФСС, ПФР и ФНС.
  5. Изучите налоговый календарь выбранного режима. За несоблюдение сроков подачи отчётности и уплаты налогов законом предусмотрены пени и штрафы.
  6. Приготовьтесь к тому, что вам нужно будет сохранять все документы, относящиеся к бизнесу: договоры, расходные документы, кадровую документацию, банковские выписки, первичные документы и прочее.
 

Что нужно сделать, чтобы вести бухучёт самостоятельно

 

После того, как вы разобрались с выбором системы налогообложения, необходимо выполнить ещё ряд действий:

 
  • Разработайте учётную политику. Это документ, по которому ведут бухгалтерский и налоговый учёт (ст. 8 ФЗ № 402, ПБУ 1/2008). Утвердить политику должен руководитель в течение 90 дней с момента регистрации компании.
  • Образец учётной политики ООО на УСН —  скачать бланк
    Выберите и утвердите план счетов. Эти счета используют при ведении бухучёта (приказ Минфина № 94н).
 
 
  • Сделайте учёт первичных документов. С помощью этих документов будут отображаться все расходы и доходы компании. При подготовке форм учитывайте нормы ст.9 ФЗ № 402. Перечень возможных первичных документов бухучёта можно посмотреть на сайте ФНС.
 

Выберите сервис для ведения бухгалтерии онлайн

 

Когда вы немного разобрались в бухгалтерских нюансах, можно перейти к выбору сервиса. Старайтесь выбирать популярные сервисы, поскольку у них меньше вероятность технических недочётов. Например:

 
 

Общий принцип работы всех сервисов в том, что вы вносите в систему все необходимые документы и цифры, а система самостоятельно ведет учёт, считает налоги, формирует отчётность. Стоимость использования сервисов сильно варьирует — от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей в месяц. Но почти все сервисы предлагают пробный период или демодоступ, что позволяет оценить возможности и выбрать наиболее подходящее решение. 

На старте бизнеса, пока обороты не слишком велики, вести бухгалтерский учёт вполне возможно даже не будучи бухгалтером. По мере расширения деятельности можно будет задуматься и о найме штатного бухгалтера, а может быть, и об организации финансового отдела.