По российскому законодательству вести бухгалтерский учёт обязаны все юридические лица вне зависимости от системы налогообложения или формы собственности. Для ИП полноценный бухучёт не обязателен, достаточно вести учёт доходов и расходов. Тем не менее, ведение бухгалтерии необходимо любому бизнесу, поскольку показывает реальную финансовую ситуацию. Но что делать при отсутствии бухгалтера? Open Academy рассказывает, как подготовиться к самостоятельному бухучёту и как организовать его ведение с помощью специальных сервисов.
Для начала нужно понять, что входит в понятие «бухгалтерия». Это не только цифры и бумаги. Задачи бухгалтерии — это учёт всех движений активов и обязательств, подсчёт налогов и подача отчётности в контролирующие органы.
Чтобы подготовиться к самостоятельному ведению бухгалтерского учёта:
- Выполните предварительный расчёт доходов и расходов вашего бизнеса. Эти данные вам потребуются для определения налоговой нагрузки.
- Выберите налоговый режим. В России предусмотрены основная система налогообложения (ОСНО) и специальные режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН, НПД). У каждого режима различные условия. Суммы налогообложения на разных режимах могут отличаться в несколько раз.
- Изучите налоговую отчётность выбранного режима и ознакомьтесь с актуальными формами отчётности. Информацию обо всех режимах и формах отчётности можно найти на сайте ФНС.
- Определитесь с необходимостью найма сотрудников. Работодатели обязаны вести кадровый учёт и отчитываться за работников в ФСС, ПФР и ФНС.
- Изучите налоговый календарь выбранного режима. За несоблюдение сроков подачи отчётности и уплаты налогов законом предусмотрены пени и штрафы.
- Приготовьтесь к тому, что вам нужно будет сохранять все документы, относящиеся к бизнесу: договоры, расходные документы, кадровую документацию, банковские выписки, первичные документы и прочее.
После того, как вы разобрались с выбором системы налогообложения, необходимо выполнить ещё ряд действий:
- Разработайте учётную политику. Это документ, по которому ведут бухгалтерский и налоговый учёт (ст. 8 ФЗ № 402, ПБУ 1/2008). Утвердить политику должен руководитель в течение 90 дней с момента регистрации компании.
- Образец учётной политики ООО на УСН — скачать бланк
Выберите и утвердите план счетов. Эти счета используют при ведении бухучёта (приказ Минфина № 94н).
- Сделайте учёт первичных документов. С помощью этих документов будут отображаться все расходы и доходы компании. При подготовке форм учитывайте нормы ст.9 ФЗ № 402. Перечень возможных первичных документов бухучёта можно посмотреть на сайте ФНС.
Когда вы немного разобрались в бухгалтерских нюансах, можно перейти к выбору сервиса. Старайтесь выбирать популярные сервисы, поскольку у них меньше вероятность технических недочётов. Например:
Общий принцип работы всех сервисов в том, что вы вносите в систему все необходимые документы и цифры, а система самостоятельно ведет учёт, считает налоги, формирует отчётность. Стоимость использования сервисов сильно варьирует — от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей в месяц. Но почти все сервисы предлагают пробный период или демодоступ, что позволяет оценить возможности и выбрать наиболее подходящее решение.
На старте бизнеса, пока обороты не слишком велики, вести бухгалтерский учёт вполне возможно даже не будучи бухгалтером. По мере расширения деятельности можно будет задуматься и о найме штатного бухгалтера, а может быть, и об организации финансового отдела.