Узбекистан — одно из крупнейших государств Средней Азии. Внешнеэкономическая деятельность в стране — перспективная точка роста для компаний в 2023 году.
О бизнесе в Узбекистане рассказал нам Илья Балахнин — эксперт в области стратегического маркетинга с 15-летним опытом, консультант компаний из 14 разных стран, управляющий партнёр консалтингового агентства Paper Planes. За 2022 год Илья вместе с командой открыли несколько филиалов агентства в Средней Азии и реализовали более 20 проектов в разных отраслях.
На какие ниши обратить внимание при выходе на рынок Узбекистана и какие особенности региона иметь в виду — в нашей статье. А в дополнительных материалах собрали особенности делового общения для переговоров с узбеками — скачивайте.
Илья Балахнин уверен, что из всех стран Центральной Азии Узбекистан — наиболее интересен для ведения бизнеса. Эксперт выделил 4 главных преимущества.
В страну направляется много инвестиций. В частности, объём финансирования со стороны российского бизнеса в 2022 году вырос втрое. Другие крупные инвесторы — Турция и Китай. И при этом у многих отраслей в Узбекистане хорошо налажены связи с европейскими партнёрами — особенно у банковского сектора.
Культура ведения бизнеса похожа на российскую. Конечно, Узбекистан отличается от истории и культуры России. Но подавляющая часть населения хорошо говорит по-русски. Много внимания в стране уделяют неформальным, «пацанским» соглашениям. Для многих предпринимателей в России это понятная история.
Комфортные условия ведения бизнеса. Илья Балахнин рассказал, что ему удалось за двое суток зарегистрировать юридическое лицо, быстро открыть расчётный счёт и оформить зарплатные проекты. Были только сложности с офисом. Мало развитых бизнес-центров даже в Ташкенте. При этом есть практика, когда в качестве офиса используют частный сектор.
Передовые привычные практики в России — серьёзное конкурентное преимущество в Узбекистане. Рынок Узбекистана проходит стадию развития, через которую Россия проходила 7–8 лет назад. В целом, некоторые отрасли достаточно развиты — например, добыча и переработка минеральных ресурсов, металлообработка. Но всё равно остаётся много ниш и секторов экономики, которые представляют «голубые океаны» — то есть новые рыночные пространства с низкой конкуренцией, свободой в формировании ценовой политики и взаимодействии с потребителем.
Например, можно рассмотреть ниши розничной торговли и дистрибуции. Сильные игроки на рынке есть. Но тем не менее страной заинтересовались «Магнит» и подразделение «Магнит Косметик». Это показывает, что тандем видит ёмкость на узбекском рынке.
Быстро растёт сегмент предприятий общественного питания. Рынок развивается, интерес к нему большой. Публика изголодалась к заведениям экономического или экономического сегмента — такой вариант можно рассмотреть.
Растёт интерес к профессиональным услугам консультантов. Это связано со степенью зрелости бизнеса. Она ниже, чем в России, но многие компании хотят начать по-другому строить бизнес и развиваться.
Относительно Узбекистана есть некоторые правила. Их нужно понимать и иметь в виду для взаимодействия с узбеками.
У предпринимателей принято встречаться и общаться лично. Узбеки не любят многочасовые звонки в Zoom, Skype и других сервисах. Личное общение ценят больше — дела решаются быстрее. Например, даже в Ташкенте за полчаса можно добраться из одного конца города в другой. Люди к этому готовы и охотно встречаются вживую.
Существует явление «Таныш билиш» — «свои люди — сочтёмся». Многое завязано на личных знакомствах и социальных связях. Поэтому старайтесь налаживать связи с предпринимателями из разных сфер.
Встречаются и негативные последствия «Таныш билиш». Человек в организации может не удовлетворять амбициям компании, но быть чьим-то родственником. И на попытки взаимодействовать с ним на честных условиях отреагируют негативно.
В Узбекистане важно соблюдать религиозные нормы. Это мусульманская страна. Противоречащие религиозным нормам действия, скорее всего, не поймут. Интерес к религии и истории набирает обороты — помните об этих нюансах при взаимодействии.
Например, мусульманин никогда не поймёт, если ему предложить вознаграждение за помощь в знакомстве с другим человеком. Принять награду он сможет, только если заранее уведомит другого человека о таких планах. В противном случае — это расценивается как отклонение от нормы. Нужно быть осторожными с такими моментами.
Нужно иметь в штате сотрудников, которые говорят на узбекском. Хоть и языкового барьера нет, но рядовые сотрудники компаний общаются на узбекском. Поэтому важно брать на переговоры узбекоязычных коллег, чтобы все участники могли точнее выражать мысли.
Есть дефицит кадров передовых профессий. Из-за этого сотрудники довольно дорогостоящие. Например, нанять аналитика данных — дорого, хоть и реализуемо. При этом представители классических профессий пока ещё недостаточно компетентны — придётся учить.
В стране плохо относятся к ненормированному рабочему графику. Трудно будет побудить человека работать больше 10 часов в день. Если в России работать в выходные для некоторых отраслей считается нормой, то в Узбекистане это может приводить к конфликтам. При найме уточните, готов ли человек к ненормированному графику.
Капиталоёмкому бизнесу нужно заранее позаботиться об источниках финансирования. Кредиты в стране выдают под большие проценты — от 28% до 36%. А сам процесс сложный для юрлиц — могут несколько недель рассматривать выдачу даже небольших сумм. В России это устроено удобнее и быстрее. Например, в «Открытии» можно получить кредит за 1 день.
Большое значение в стране имеют гранты целевых программ. Например, развивать молодой бизнес могут помочь целевые программы Европейского банка реконструкции и развития — при условии, что есть юрлицо в стране.
В стране невысокая производительность труда. Наглядный пример — отрасль текстиля. Пошить что-то в условной Индии выйдет на 40–50% дешевле — при сопоставимой стоимости труда. О рынке Индии подробнее рассказывали в статье «Как выйти на рынок Индии и начать торговлю».
Но даже при невысокой производительности в Узбекистане дешёвый трудовой и сырьевой ресурсы, хорошо развиты стандарты управления качеством.
Встречаются проблемы с сетью и светом. Интернет периодически пропадает. Электричество может внезапно отрубиться, и на полтора часа офис останется без света. Но как правило, это бывает в совсем жаркие дни — сеть просто не выдерживает.
Ещё один нюанс — особенности территориальных групп страны. Их важно учитывать, если планируете экспансию на рынок Узбекистана. Илья Балахнин на основе опыта выделяет три группы:
- Ташкент и прилегающие города и области.
- «Долина». Эти территории чем-то напоминают пейзажи из мультфильма «Алладин». Деловая культура другая — большинство населения говорит на узбекском, таджикском или фарси языках.
- Западные территории. Например, Нукус, Каракалпакстан. По сути — это пустыни. Культура, подходы к бизнесу и инвестиционный климат — другие.
Учитывайте, что в стране строго контролируют оплаты в иностранной валюте на узбекские счета. В то же время для узбекских юрлиц с входящими платежами в иностранной валюте действует выгодный налоговый режим. Так страна стимулирует заниматься экспортом.