Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как сделать экспресс-анализ рентабельности новых проектов

Рассказываем на примере опыта компании «Техноковка»

 

Директор компании и собственник франшизы «Техноковка» Тихон Стрельников поделился с Open Academy уникальным способом анализировать новые проекты и гипотезы. Разберём в статье, как они оценивают рентабельность всех идей.

 

Как работает экспресс-анализ

 

Экспресс-анализ помогает быстро оценить идею, понять, насколько выгодно будет реализовывать её и какие риски могут возникнуть. Первичную информацию для экспресс-анализа может собрать обычный ассистент или помощник, необязательно привлекать менеджера или технолога для оценки проекта.

 

Первоначально Тихон Стрельников вместе с командой взяли модель Остервальдера и адаптировали её под свой бизнес-процесс. Про эту модель мы уже рассказывали в этом материале.

 

Они разделили бизнес-процесс на составляющие и переложили всю структуру в таблицу Excel. В этой таблице команда оценивает привлекательность проекта: отмечают, какие инструменты у них есть для реализации идеи, и смотрят, какой результат получается. Если общая оценка оказывается выше минимальной и риски незначительные, то можно браться за этот проект.

 

Как разработать такую таблицу для экспресс-анализа

 

Шаг 1. Как мы уже отметили, нужно разделить бизнес-процесс на составляющие и создать матрицу проекта. Кроме модели Остервальдера можно использовать методику 5P: product, price, place, promotion, people. Важно оценивать каждый из элементов, ведь бизнес-модель не будет работать, если хотя бы одна из составляющих не будет оптимальной для рынка.

 
 

На этом же этапе можно оценить, какой из аспектов является приоритетным в конкретной ситуации. Например, когда компания «Техноковка» рассматривала проект по организации производства декоративных изделий из полимерного состава, критичным моментом было, смогут ли они найти технологов, умеющих работать с этим материалом. Такие специалисты встречаются редко, и если бы в их штате не работал опытный сотрудник, то от проекта пришлось бы отказаться.

 

Шаг 2. Каждому элементу бизнес-процесса присваиваются баллы, соответствующие его важности. Эти базовые весовые коэффициенты назначаются экспертным путём.

 

Например, компания «Техноковка» делит всех сотрудников, которые могут быть задействованы в проекте, на три категории: ключевые кадры (максимум 100 баллов), средний персонал (максимум 50 баллов) и младший персонал (максимум 25 баллов).

 

Также есть отрицательные весовые коэффициенты, они показывают, что могут возникнуть определённые ограничения. Иногда с ними можно работать, но иногда эти трудности критичны, поэтому приходится отказываться от проекта.

 

Шаг 3. Смотрим, какие характеристики совпадают с конкретным проектом. Если фактор необходимо учитывать, то в таблице ставится «1». В этом случае программа сама добавляет эти значения в итоговый результат.

 

Шаг 4. Высчитываем итоговый балл по привлекательности и показатель максимального риска. Первое значение — сумма всех категорий, которая показывает, насколько идея интересна для реализации. Компания «Техноковка» берёт в дальнейшую работу только те проекты, итоговый балл которых превышает 3000.

 

Второй показатель является индикатором рисков, которые могут возникнуть. Компания считает отметку -70 баллов критичным значением. Если хотя бы по одному из аспектов бизнеса есть такой балл, значит, реализовать проект будет очень сложно или невыгодно для компании.

 

Как интерпретируются результаты экспресс-анализа

 

Когда все аспекты бизнеса проанализированы, сотрудник проверяет результаты и передаёт их более квалифицированному сотруднику или своему руководителю. Он уже изучает проект и оценивает все возможные риски, смотрит: сколько критических отрицательных значений, насколько с этими ограничениями можно работать, какая рентабельность у проекта и какие дополнительные затраты могут возникнуть.

 

Когда помощник собирает информацию для экспресс-анализа, у него не всегда получается выяснить все тонкости проекта и оценить идею на все 100%. Но этот метод помогает отфильтровать все входящие заявки и отклонить те, что заведомо невыгодны для компании.