Для развития любого бизнеса огромное значение имеет стратегическое планирование. Необходимо изучить сильные и слабые места, найти точки роста и разработать правильную стратегию. Open Academy рассказывает, как планировать развитие компании с помощью такого инструмента, как бизнес-модель Остервальдера.
Бизнес-модель Остервальдера относят к инструментам стратегического управления. Его применяют для описания бизнес-моделей компаний.
Модель разработали А. Остервальдер и И. Пинье («Business Model Generation»). Вот так описания блоков выглядят в упомянутой книге:
Модель Остервальдера применяют, чтобы выявить точки роста, проанализировать конкурентов, определить лучшие варианты развития деятельности. Бытует распространённое заблуждение, что инструмент подходит лишь стартапам и небольшим компаниям. В действительности модель активно используют и гигантские корпорации.
Главное условие для использования инструмента — заполнять таблицу нужно тогда, когда вам уже известны все переменные. Потому на этапе планирования стартапов модель Остервальдера используют нечасто.
Перед заполнением таблицы тщательно исследуйте свой бизнес: существующий ассортимент, основополагающие направления, применяемые стратегии и пр.
Модель представляет собой таблицу из 9 блоков, и для заполнения каждого требуется глубокий анализ бизнеса. Мы укажем основные моменты, которые следует описать. Но чем подробнее вы распишите каждый аспект, тем нагляднее для вас будет общая картина.
- Ключевые партнёры. Укажите компании-партнёры, которые своей деятельностью дополняют вашу бизнес-модель.
- Ключевые виды деятельности. Укажите все работы, которые нужно осуществить для ведения бизнеса (производство, управление и т. д.).
- Ключевые ресурсы. Установите все активы, которые нужны для ведения бизнеса (финансы, оборудование, знания, сотрудники). Для всех активов укажите источник их получения.
- Ценностные предложения. Подумайте, в чём ценность вашего предложения для клиентов, что оно решает и чем лучше конкурентов.
- Взаимоотношения с клиентами. Укажите, как вы общаетесь с аудиторией и каковы ваши цели от этого общения.
- Каналы сбыта. Здесь важно описать все точки контакта с потребителями — от первоначального информирования до продажи и постпродажного обслуживания.
- Потребительские сегменты. Опишите, какую аудиторию вы считаете потенциальными клиентами. Сегментов может быть несколько, каждый со своими потребностями.
- Структура издержек. Определите все затраты бизнеса, разделив их на фиксированные и меняющиеся.
- Потоки поступления доходов. Распишите, на чём вы зарабатываете деньги (продажи, аренда, предоставление услуг и т. п.). Определите наиболее прибыльные потоки.
- каково соотношение ваших доходов и расходов;
- какие партнёры вам необходимы или, наоборот, не нужны;
- откуда приходит наибольшая прибыль;
- какое направление малоэффективно;
- какие слабые места имеются и как их «починить»;
- какие сильные места вы упускаете из виду.
Бизнес-модель Остервальдера популярна из-за своей простоты. Заполнить её можно без наличия специфических знаний — просто укажите всё, что вам известно. Собранная и визуализированная информация помогает понять, где имеются проблемы, с чем или с кем работать не нужно, что можно исправить или улучшить.