После принятия Федерального закона ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» бизнес может сталкиваться с ситуациями, когда финансовые операции компании приостанавливаются. Закон предъявляет серьезные требования к финансовым организациям, и банки в рамках его выполнения пристально рассматривают любые операции, вызывающие подозрение.
Помимо подозрительных, с точки зрения легализации сомнительных доходов действий, есть ещë целый ряд причин, по которым банк имеет право приостановить обслуживание.
К ним относятся:
- Подозрения в том, что директор компании ― номинальный, «зиц-председатель Фунт». Это возможно, когда один и тот же человек выступает директором нескольких компаний.
- Изменения в учредительных документах без уведомления об этом банка.
- Недействительный (изменившийся) адрес юридического лица.
- Налоговые платежи менее 0,5% от оборота компании.
- Неполное или недостаточно подробное заполнение платёжных документов, без указания в них видов товаров или услуг и договоров, в рамках которых проводятся расчёты.
- Дробление компании на несколько разных юридических лиц и/или ИП.
- Работа с недобросовестным контрагентом. Банк имеет право заблокировать счёт добросовестной компании, проводившей финансовые операции с контрагентами, находящимися в «чёрном списке».
1. Обратиться в банк и предоставить документы, подтверждающие законность операции, обосновывающие её экономический смысл. Как правило, банк сам запрашивает такие документы (их перечень каждый банк определяет самостоятельно). Такой запрос нельзя игнорировать или откладывать исполнение в долгий ящик. Банк обязан рассмотреть представленные документы в течение 10 рабочих дней и проинформировать вас как заявителя о результатах.
2. В случае, если в возобновлении обслуживания отказано, получить от банка официальную информацию о том, какие причины должны быть устранены. Или о том, что устранение причин невозможно (так тоже бывает). Информация предоставляется по запросу от клиента.
3. Если устранение причин возможно — устранить их и предоставить банку подтверждающие документы, а при необходимости дать дополнительные пояснения лично, придя в отделение.
4. Если банк считает, что устранение причин невозможно, но вы не согласны или в принципе не видите повода для блокировки — время обратиться в Межведомственную комиссию, созданную при Банке России специально для помощи в таких ситуациях. В Межведомственную комиссию входят представители Банка России и Росфинмониторинга. Обращение предпринимателей комиссия рассматривает максимум в течение 20 рабочих дней.
- обращение в банк;
- ответ банка «о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми принято решение о приостановлении обслуживания» ― без него Межведомственная комиссия откажет в рассмотрении;
- документы, предоставленные в банк для подтверждения законности и экономического смысла проведенной «сомнительной» операции.
В случае положительного решения Межведомственной комиссии и получения сообщения об этом предприниматель уведомляет банк. Банк в течение одного рабочего дня обязан восстановить доступ к расчётному счёту и возобновить проведение финансовых операций.
Обратиться в банк с новым пакетом документов (если они появились) для подтверждения законности вызвавшей сомнение операции.