Я занялась бизнесом после того, как ушла из крупной станкоторговой компании. Первый опыт оказался не очень удачным. Это был стартап, который мы делали вместе с партнером. Он просуществовал полгода, после чего мы к обоюдной радости разошлись. После этого уже началась история «ПрофДела». 5 сентября 2016 года была зарегистрирована компания. Мы до сих пор работаем в этом юридическом лице.
Сейчас в команде около 20 человек, состав время от времени меняется. Я полностью занимаюсь операционной деятельностью. Ставлю сотрудникам задачи, а их исполнение контролируют менеджеры компании.
Наши клиенты — это малый и микробизнес: небольшие ООО, ИП и несколько некоммерческих организаций. Основная специализация — бухгалтерское обслуживание. Мы работаем с теми, кто еще не дорос до момента, когда нужен бухгалтер в штат.
Чтобы понять, где можно сэкономить, нужно очень глубоко разбираться в процессе. Необходимо понимать, кто клиент, какова целевая аудитория.
Решение зависит от того, какие у нее клиенты. Для крупного бизнеса не имеет значения работает контрагент по основной системе налогообложения (ОСНО) или нет. В малом и микробизнесе все применяют упрощенную систему налогообложения (УСН). Единственный сегмент, работая с которым действительно стоит задуматься об НДС — это средний бизнес, где оборот более 800 000 000 рублей в год. В большинстве такие компании работают по ОСНО, и им важно поставить НДС к зачету.
- когда нужно кем-то руководить,
- когда руководству требуется постоянно советоваться с бухгалтером. Есть люди, которым важно, чтобы человек был постоянно доступен, пять дней в неделю.
В аутсорсинге, когда крупная компания делегирует какой-то фронт работы, она вместе с этим и делегирует ответственность. И тот, кто делегирует, и тот, кто принимает, оба понимают, что ошибки будут, вопрос только в одном — кто и как их компенсирует. Если оштрафуют на миллиард, кто заплатит? Расходы лягут на бухгалтерскую компанию, если ошибка по ее вине. Для этого есть страховка. В малом и в микробизнесе — ошибаться нельзя. Он их не прощает.
Если ищете бухгалтера в штат, проверьте его квалификацию. При приеме на работу я рекомендую тестирование.
Мы, например, проводим анкетирование (вопросы без ответов). После заполнения анкеты, спрашиваем устно, почему соискатель написал тот или иной ответ, чтобы исключить случайность. Сразу становится понятно — профессионал он или нет.
Если задумались об аутсорсинге, то надо выбирать по степени ответственности, которую берет на себя компания или бухгалтер. Если это юридическое лицо, ООО или ИП — у них в договоре чаще всего она прописана. Если это надомник без оформления, то риски очевидны. Возложить на него ответственность за ошибки будет практически невозможно. Такова цена низкой стоимости услуг.
Предприниматель должен обладать минимальными знаниями в налогообложении. Налоги — самое главное в бухгалтерском учете. Предприниматель должен знать, как их считать при его системе налогообложения, в какие сроки платить, в какие сроки сдавать декларации, каков полный комплект документов. Чем больше он работает, тем больше кейсов у него возникает в процессе, тем больше он повышает квалификацию. Те предприниматели, которые думают, открывая бизнес, что наймут бухгалтера или аутсорсера, и не будут касаться бухгалтерии — ошибаются.
Для самостоятельного ведения бухгалтерии ИП, у которых нет сотрудников и все линейно, я могу посоветовать программу «Эльба». В ней создается ЭЦП (электронная подпись), которую одновременно можно использовать и в программе «Диадок». Последняя позволяет обмениваться электронными документами с контрагентами, что упрощает взаимодействие с ними.
«1С» — хорошая программа, но для самостоятельного ведения бухгалтерии индивидуальным предпринимателям она не подходит. Ее интерфейс рассчитан на профессионального бухгалтера. Остальные программы я не рекомендую рассматривать, потому что они довольно сырые.