Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как играть в бизнес

И зачем предпринимателю общаться с клиентами в игровой форме

 

Геймификация — это применение в бизнесе игровых механик. Как маркетинговый инструмент геймификация начала применяться относительно недавно, в 2010 году, и сегодня активно используется и российскими предпринимателями.

Задачи, которые решает геймификация — повышение вовлечённости клиентов, перевод отношений с ними на более доверительный уровень и выстраивание лояльного, готового покупать комьюнити вокруг компании. Геймификация помогает росту клиентской базы, стимулирует продажи и психологически привязывает клиента к определённому бренду.

Примеры успешной геймификации

 

Изучение иностранного языка

 

LinguaLeo — игровой мир английского языка. Онлайн-сервис LingaLeo даёт возможность изучать английский в форме интерактивной игры для детей и взрослых. Игра проходит как путешествие по джунглям в сопровождении главного персонажа — львёнка Лео, а вознаграждение за полученные и усвоенные знания называются «фрикадельками». Компания позиционирует себя как «нескучное изучение английского» и пользуется популярностью.

 
 

Продуктовые магазины

 

Сеть продуктовых магазинов «Дикси» провела очень успешную акцию с «прилипалами» — небольшими игрушками из термопласта, которые приклеивались к любым поверхностям. Их покупатели получали в подарок за покупку. Вскоре обычная акция переросла в игру, вокруг которой образовалось комьюнити — люди собирали коллекции игрушек, менялись ими, делали видеообзоры, проводили фотоконкурсы и даже придумывали для них аксессуары. Всего за два месяца покупатели «Дикси» получили 36 миллионов игрушек-«прилипал» — 95% покупателей получали игрушки вместе с покупкой. Товарооборот акции составил около 17,9 млрд. рублей. По примеру «Дикси», хотя и менее успешно, игровые акции провели магазины «Магнит», предложивший покупателям собирать «скрепышей», и «Пятёрочка», посетители которой получали ластики в виде троллей за покупку.

 
 

Спортивные товары

 

Компания Reebok успешно провела акцию-игру, все участники которой могли получить скидку, равную количеству спортивных упражнений «бёрпи», которое нужно было сделать за небольшое отведённое время.

 

Кофейни

 

Одна из крупных сетей кофеен Starbucks активно использует игровые механики в своей программе лояльности. Они выдают покупателям внутреннюю валюту (звёзды) за покупки. Звёзды затем можно обменять на подарки. Активно проводят в сети и дополнительные мотивирующие акции — например, клиент получает 100 звёзд за повторную покупку любимого напитка в течение недели, а раз в месяц проходит «день двойных звёзд» для самых активных клиентов. 

 
 

Геймификация в социальных сетях

 

Различные бренды активно используют игровые механики при общении с подписчиками в социальных сетях. Это могут быть мини-игры — например, игра в ассоциации, «верю — не верю», придумывание продолжения фразы или подписи к фотографии. Чтобы встроить в игру товары бренда, проводят конкурсы среди подписчиков на создание названия для новинок в товарной линейке. Как правило, это совершенно незатратно для компании и может стимулировать продажи. Так, в период самоизоляции IKEA предложил подписчикам в социальных сетях игру #явдомике. Игра состояла в том, чтобы делать у себя дома детские игровые домики с использованием товаров бренда.

 
 

Впрочем, этот бренд очень естественно встраивает геймификацию даже в обычное описание правил посещения магазинов. Так, вместо «держите социальную дистанцию 2 метра» здесь формулируют так: «это примерно две акулы Блохэй». Такая визуализация дистанции и хорошо запоминается, и продвигает товар.

 

Геймификация даёт предпринимателям возможность более живого общения с клиентами. А значит, помогает поддерживать лояльность, так как компании, применяющие игровые механики в бизнесе, становятся для клиентов не только знакомым брендом, но и другом. Лояльному сообществу проще продавать; объёмы продаж компаний, использующих геймификацию, растут — в выигрыше в итоге оказываются все.