Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как правильно составить позиционирование бренда

Первые шаги к созданию успешного бизнеса

 

Работа над любым брендом начинается с определения его позиционирования на рынке. Это нужно для того, чтобы донести основную идею бренда до потенциальных клиентов, повысить уровень лояльности целевой аудитории и дать продукту дополнительное конкурентное преимущество на рынке. Однако не так просто найти идею, которая грамотно отобразит ценности компании. 

Open Academy подготовила рекомендации о том, с чего начать построение позиционирования.

 

Поймите, что означает позиционирование и какие факторы на него влияют

 

Позиционирование — процесс, который делает ваш бренд понятным для целевой аудитории и более заметным среди конкурентов. 

С помощью позиционирования вы создаёте в сознании аудитории запоминающийся образ компании или отдельного продукта. Через позиционирование вы отражаете:

 
  • основные особенности бренда;
  • проблемы, которые решает бренд;
  • аудиторию, на которую рассчитан бренд.
 

Ключевой фактор в позиционировании — это его направленность на определённую аудиторию. Невозможно охватить весь рынок и с помощью одного предложения удовлетворить потребности всех потребителей.

 
 

В процессе разработки позиционирования нельзя забывать и о конкурентах, поскольку важно найти собственные отличия. 

Также необходимо выявить уникальные особенности продукта или продуктов. Для этого важно изучить аналоги и сравнить его с вашим продуктом. 

В итоге для того, чтобы грамотно разработать позиционирование нужно:

 
  1. Определить свою целевую аудиторию, её потребности и возможности.
  2. Исследовать рынок и тщательно изучить конкурентов.
  3. Сравнить свой продукт с аналогами и выявить преимущества.
 

Этот этап является самым трудозатратным и сложным. Но именно от качества исследований будет зависеть, насколько правильно вы сформулируете позиционирование вашего бренда.

 
 

Создайте «черновик» позиционирования

 

После того, как вы исследовали рынок, можно разрабатывать своё позиционирование. Для этого ответьте на семь вопросов:

 
  1. Кто мы? Название бренда.
  2. Чем занимаемся? Опишите, чем занимается ваш бренд.
  3. Для кого работаем? Опишите свою целевую аудиторию.
  4. Какую потребность закрываем? Опишите основную проблему, которую решает ваш бренд.
  5. Кто наши конкуренты? Назовите основных конкурентов.
  6. Чем отличаемся от конкурентов? Определите основное отличие и конкурентное преимущество.
  7. Основная выгода от сотрудничества с нами? Опишите, что в итоге получит потребитель.
 

Полученные ответы станут черновым вариантом вашего позиционирования. Теперь вам нужно всю эту информацию сформулировать кратко.

 

Составьте «чистовой» вариант позиционирования бренда

 

Позиционирование бренда должно быть кратким, чтобы его можно было легко запомнить. Потому из ранее созданного «черновика» нужно выделить основную мысль. 

Для формулирования позиционирования можно использовать следующую формулу:

 

Позиционирование = что мы предлагаем (бизнес и продукт) + кому мы предлагаем (целевая аудитория) + чем наше предложение лучше конкурентов (УТП)

 

Помните, что сложносочинённые концепции не эффективны. Их трудно донести до потребителя. Формулируйте максимально лаконично. 

Примеры позиционирования известных брендов:

 
  • AXE – мужской дезодорант, помогающий привлечь внимание девушек.
  • Vichy – качественная уходовая косметика, которая продается только в аптеках.
  • Ласка – порошок для мягкости шерстяных вещей.
 
 

Выполните проверку позиционирования

 

Финальную формулировку позиционирования нужно проверить на качество. В частности она должна быть:

 
  • Уникальна. То есть используемая вами фраза не должна повторять или напоминать чьё-то позиционирование.
  • Однозначна. Это значит, что у потребителей не должно возникать двусмысленных образов или непонимания.
  • Реалистична. Не выдумывайте несуществующих преимуществ, говорите только правдивые вещи.
  • Сфокусирована. В позиционировании должен быть акцент на потребителе, на решении проблемы.
 

Дополнительно можно проверить разработанное позиционирование на фокус-группе. Ознакомьте нескольких реальных и потенциальных клиентов с вашей формулировкой, не называя бренд. Спросите, какой образ они себе представляют. Если представления аудитории по большей части совпадают с вашими ожиданиями — вы справились с задачей.