Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как повысить эффективность команды

И помочь своему бизнесу развиваться

 

Для того чтобы команда — удалённая ли, или работающая в общем офисе — показывала высокий КПД, руководителю бизнеса важно решить две задачи. Это разработка системы мотивации сотрудников и поддержание корпоративного духа, или team building.

Чаще всего для мотивации используют KPI и систему премий — это хорошо, но недостаточно. Нередко сотрудникам важно чувствовать себя частью коллектива, понимать, что его слушают и слышат; а значит мотивация и корпоративный дух это две стороны одного целого. Поговорим о том, как можно повысить эффективность команды в сложное время, когда поощрения и мотивация деньгами слишком дорого обходятся бизнесу.

 

Создаём систему мотивации

 

Если ориентироваться на пирамиду потребностей Абрахама Маслоу, то материальная мотивация сотрудников закрывает лишь две самые базовые потребности человека — это факторы выживания (еда, тепло, крыша над головой; стабильность и приемлемое качество жизни). Тогда как нематериальная мотивация удовлетворяет более высокие потребности, такие как признание в социуме и уважение; самореализация; созидание и творчество.

 
 

Поэтому выходим за рамки денежных премий, и используем:

 

Перераспределение обязанностей

 

Даже сотрудникам, работающим в одной должности, какие-то участки работы даются легче, а какие-то проседают. Психологически люди легче и охотнее делают то, что у них получается лучше. Учитывая это, можно подумать о перераспределении обязанностей. Например, кто-то из менеджеров может вести только первичные переговоры с новыми клиентами, а кто-то — непосредственно закрывать сделки. Осознание «у меня все получается, меня ценят и хвалят» — хорошая мотивация для дальнейшей работы.

 

Брейншторминг

 

При работе со сложными проектами или задачами подключайте подчинённых к поиску решений. Лучше всего для этого подходит формат брейншторма, когда группа сотрудников предлагает возможные варианты решения задачи, на начальном этапе не отметая даже самые фантастические. Это поможет увидеть нестандартные подходы и создаст у сотрудников ощущение причастности. Провести брейншторм можно и онлайн, используя сервисы для видеоконференций, в том числе GoToMeeting.

 

Озвучивание планов руководителя

 

Если у вас как у руководителя есть планы повысить конкретных сотрудников — скажите им об этом. Например, в формате «если и в третьем квартале ты покажешь рост продаж на 5%, как это было в первом и втором, думаю, мне больше не придется искать человека на должность руководителя отдела». Амбиции и продвижение по карьерной лестнице — очень действенный мотиватор для многих людей. В этом случае важно, чтобы ваши обещания не расходились с делом.

 

Геймификацию

 

Это игровые механики, которые применяют в бизнесе. Организуйте внутренние соревнования сотрудников отделом с целями, сроками и призовыми баллами или бонусами для того, кто достигнет цели первым. Пример: несколько лет назад оператор сотовой связи Yota провёл корпоративный проект по игре «Звёздные войны — Yota Star Wars. Всем сотрудникам предложили почувствовать себя персонажами саги и играть на стороне добра. Целью игры было повышение продаж. Сотрудники отдела продаж представляли Светлую сторону, а на Тёмной стороне находились «звёзды смерти» — план продаж по компании, «имперский флот» — план продаж по макрорегиону и «штурмовики» — план продаж по торговой точке. 88% сотрудников компании оценили опыт положительно и рассказали, что были рады принять участие в игре. Иногда желание дойти до игровой цели, собрать полную коллекцию бонусов или показать себя более эффективным, чем коллеги, может стать мотиватором сильнее, чем деньги.

Для геймификации бизнеса можно использовать приложение Habitica ― приложение начисляет баллы за действия, которые выполняют пользователи, по сумме баллов переводит пользователей на новый уровень и штрафует за просроченные задачи. Другие пользователи могут оставлять комментарии и даже давать обратную связь.

 

Поддерживаем командный дух

 

Для успешной работы важно, чтобы все члены команды понимали друг друга, видели общую цель, а в идеале были единомышленниками. Это и называется командным духом. Для того, чтобы командный дух действительно присутствовал, мало написать принципы работы компании и вывесить их на сайт. 

 
 

Что можно использовать для этого:

 

Личный пример

 

Кажется, что это просто — но многие ли руководители думают о том, как видят и понимают их действия сотрудники? Руководитель, срывающий дедлайны по задачам, показывает коллективу, что это возможно и даже нормально. Руководитель, игнорирующий личные обстоятельства сотрудников даёт понять, что в компании нет команды — есть начальство и подчинённые. Именно руководитель устанавливает нормы поведения, общения и взаимодействия.

 
 

Обратная связь

 

Просите сотрудников давать обратную связь по бизнес-процессам, по тому, как организовано взаимодействие разных отделов. Показывайте, что делать это можно без обвинений, конструктивно — а именно культура конструктивной обратной связи создает безопасную среду, в которой каждый чувствует себя частью команды. Обратную связь удобно давать в мессенджерах, например, в чатах Telegram, в корпоративном мессенджере Slack или в сервисах для командного общения ― таких, как Proofhub.

 

Неформальное общение

 

Кроме рабочих вопросов в чатах и при личном общении с сотрудниками важно давать им возможность делиться мнениями, просить совета по жизненным и бытовым вопросам, не имеющим прямого отношения к работе. Конечно, нельзя рабочую среду превращать в «курилку» — но небольшой процент неформального общения просто необходим. Это создаёт позитивную атмосферу и делает коллектив командой.

 

Надёжная техническая и информационная поддержка

 

Каждый сотрудник должен чувствовать, что он не один на один со своими рабочими задачами и проблемами — при необходимости ему помогут решить технические вопросы, найти или получить нужную информацию.

 

Открытые вопросы

 

Вопрос к сотруднику «Что я могу сделать чтобы работать тебе было комфортнее?» — это один из лучших методов team building. Если прислушиваться к пожеланиям членов команды, это создаёт атмосферу доверия и повышает результативность работы.

 

Повышение квалификации

 

Сотрудникам важно понимать, что руководитель заинтересован в росте их профессионализма настолько, что готов оплачивать дополнительные обучение, аттестации, сертификацию. Это позволяет каждому чувствовать себя членом команды, а также снижает вероятность того, что ваших ведущих специалистов переманят хэдхантеры. Например, в компании «Первый БИТ» (интегратор IT-решений для учёта и управления) использовались карты роста для каждого сотрудника — это индивидуальный план развития, который помогает сотрудникам развиваться в профессиональном плане, что очень важно для мотивации. Организовать повышение квалификации бюджетно помогут онлайн-сервисы ― Your-Study или Moodle.

 

Корпоративный вестник

 

Это совсем небольшая газета (возможно, виртуальная) с новостями от каждого отдела, с поздравлением именинников, победителей внутрикорпоративных соревнований. Таким образом создается общее пространство, интересное всем сотрудникам.

Позитивная атмосфера в компании, ощущение причастности к общему делу у каждого сотрудника и многоуровневая мотивация — те инструменты, которые помогут вашей компании расти и развиваться даже в условиях сложного рынка. Не пренебрегайте ими.