Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как искать надёжных подрядчиков

И как их оценивать

 

На ранних этапах бизнеса можно вести все дела самостоятельно. Но по мере роста увеличивается количество бизнес-задач и часть процессов приходится делегировать. И непрерывное функционирование бизнеса начинает зависеть, в том числе, от качества работы сторонних исполнителей. 

Open Academy подготовила несколько советов о том, как найти подрядчика и впоследствии не пожалеть об этом. 

Подрядчик — это физическое или юридическое лицо, которое берёт на себя исполнение определенной работы за оговоренную плату.

 

Определите условия отбора

 

В первую очередь сформулируйте объём задач, который вы планируете доверить подрядчику. Исполнитель должен чётко понимать, что от него требуется. 

Далее определите важные для вас критерии, на соответствие которым будете проверять кандидатов. Точных характеристик хорошего подрядчика не существует, поскольку это зависит от поставленной задачи. Но есть обобщённые критерии, которые стоит учесть:

 
  1. Портфолио работ. Лучшим доказательством опыта являются завершённые работы. Но смотреть нужно не только красочные буклеты или wow-сайты. Если проекты — это физические объекты, постарайтесь посмотреть их «вживую». По интернет-проектам обращайте внимание на подробные кейсы. И по возможности постарайтесь получить контактные данные прежних клиентов, чтобы расспросить их о качестве услуг.
  2. Опыт работы. Поинтересуйтесь, сколько лет подрядная организация или исполнитель работает на рынке. Не поленитесь узнать, чем подрядчик занимался раньше. Предпочтение лучше отдавать тем, кто специализируется в конкретной области не менее 2-3 лет.
  3. Опыт использования технологий и материалов. Проверьте, что подрядчик умеет обращаться с инструментами, используемыми в вашем бизнесе. В противном случае обучение может занять немало времени.
  4. Наличие деловых связей. В частности, поинтересуйтесь, есть ли у подрядчика постоянные поставщики или партнеры, и знает ли он рынок материалов (при необходимости).
  5. Разрешения, лицензии. Если деятельность требует лицензирования, убедитесь, что подрядчик располагает всем необходимыми документами (допусками, сертификатами, разрешениям и пр.).
 
 

Где искать подрядчиков

 

Мы рекомендуем не ограничиваться одним способом поиска подрядчиков. Чем больше способов вы задействуете, тем лучше. Искать подрядчиков можно:

 
  • По рекомендациям знакомых и коллег. Это наиболее распространенный способ и порой действенный, но доверять ему на 100 % не стоит. Примите рекомендацию к сведению, но дополнительно проведите собственную проверку подрядчика. 
  • В интернете, СМИ, рекламе. Плюс этого способа — расширение круга потенциальных исполнителей и широкий охват. Минус в том, что вы получите ту информацию, которую самому подрядчику выгодно предоставить.
  • Форумы, выставки, мероприятия. В этом случае можно установить контакт с представителем компании и уточнить важные подробности.
 

Каждого вероятного подрядчика проверьте на соответствие заданным критериям — насколько это возможно по открытым данным. В итоге у вас получится список исполнителей. Но не торопитесь делать выбор.

 

Проверьте надёжность исполнителей

 

Вы должны быть уверены, что выбранный подрядчик ведет свою деятельность законно. Это отчасти послужит гарантией исполнения обязательств. Проверить ИП и организации можно самостоятельно. Например:

 
 

Мы писали о сервисах по проверке поставщиков — эти же рекомендации можно использовать и при проверке подрядчиков. 

Дополнительно изучите отзывы в интернете. Но советуем не слишком доверять отзывам, если они не подкреплены ссылкой на рекомендателей и их достоверность нельзя проверить.

К завершению этого этапа ваш список заметно сократится. Можно перейти непосредственно к отбору.

 
 

Проведите конкурс

 

Свяжитесь со всеми первоначально отобранными кандидатами. Опишите проект в общих чертах, пока без подробностей. У всех, кто согласен рассмотреть ваше предложение, попросите предоставить коммерческое предложение. Также попросите ответить на вопросы, которые позволят вам составить мнение о соответствии назначенным критериям. 

После изучения всех полученных данных еще раз «почистите» список претендентов. Только теперь обсудите с возможными подрядчиками подробности вашего проекта. Попросите подготовить предложение по решению ваших задач. Это должно быть подробное описание того, как подрядчик планирует выполнить работу или оказать услугу, сколько это будет стоить, какие дополнительные ресурсы потребуются. 

Изучите все представленные предложения. Отсейте всех участников, которые не имеют достаточной квалификации, опыта в конкретной сфере, необходимой материальной и технической базы. 

Из оставшихся кандидатов отберите тех, кто максимально соответствует вашим критериям. Обращайте внимание на успешность внедрения проектов, опыт сотрудничества с другим компаниями, наличие высококвалифицированных сотрудников, применение новых технологий. 

После всех вышеописанных действий в вашем списке, скорее всего, окажется 2-3 или чуть больше кандидатов. И лишь теперь можно делать выбор на основе таких параметров, как сроки, дополнительные условия, стоимость. 

Совет: Не стоит выбирать подрядчика исключительно по цене. Нередко стоимость проекта занижают, чтобы пройти отбор. В процессе сотрудничества цена возрастает из-за «форс-мажоров». Если стоимость работы подрядчика кажется вам слишком заниженной, попросите подробно расписать, что входит в эту цену. 

Выбрав подходящего подрядчика, обязательно заключите с ним договор. Четко пропишите все условия сотрудничества, обязательства и ответственность сторон. Помните, что чем тщательнее вы подойдете к выбору подрядчика, тем меньше вероятность проблем в будущем.