Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Моторные технологии

От небольшого предприятия до ведущего производителя страны

Бизнес
Моторные технологии
Город
Пенза
География присутствия
РФ
Команда
97 человек
Оборот в год
270 млн за 2019 год
Год основания
2011
 
 

Семейная идея

 

9 лет назад, в 2010 году, я работала в банке и занималась кредитованием бизнеса. По работе часто ездила к предпринимателям, естественно, слышала много историй и об успехах и об ошибках. 

И так получилось, что в определенный момент у меня на руках оказалась некоторая сумма. И я решила, а почему бы и не попробовать и не создать производственное предприятие. Идея первой машины принадлежала мужу моей сестры, у него был моторный центр, где ремонтировали двигатели. И обнаружилось, что с машинами, которые моют двигатели, есть проблемы. Двигатели промывали щетками вручную, керосином. По сути, это можно сравнить со стиркой: женщины сначала стирали руками, а потом появились стиральные машины и буквально спасли жизнь. Только вместо белья — двигатели.

Я ухватилась за эту идею и попросила его рассказать, что он конкретно имеет в виду. Он нарисовал мне на листочке в клеточку машину. Он же и стал первым техническим директором моей компании. Плюс еще у нас был сборщик. В таком составе мы начали бизнес. То есть наша первая команда была всего 3 человека.

Меня часть спрашивают про “неженский бизнес”. В этом проекте я работаю как менеджер. По сути, какая разница чем управлять. Конечно, я не занимаюсь сваркой, не гну металл, этим занимаются мужчины. Я управленец.

 
 

Первые клиенты

 

Первым сработало то самое «сарафанное радио». Все знали про импортные установки, которые были дороже. И были специализированные форумы мотористов, где мы стали писать про наши машины.

Я пошла старым проверенным путём: выгрузила базу всех автотранспортных предприятий по всей России и сделала рассылку. Причем и email-рассылку и настоящие бумажные письма с коммерческим предложением. Это была наше первое маркетинговое мероприятие.

Первый клиент был небольшой частник, который купил маленькую машину. Мы делали ее три месяца. Сейчас же за день мы можем собрать 4-5 подобных машин.
Нарезку металла поручили субподрядчикам, а готовые корпуса комплектовали уже самостоятельно. В качестве сборщика электрического шкафа выступал мой папа. На тот момент у нас был настоящий семейный подряд. 

Моя задача была исключительно менеджерская. Разрулить все потоки, понять откуда мы будем брать клиентов, каким образом будем делать оборудование, как выстроить логистику.

 
 

Сайт и выставки против социальных сетей

 

Сегодня основной канал продаж — это однозначно сайт. Мы понимаем, какая у нас средняя конверсия, сколько нужно лидов для выполнения плана. В этом вопросе мы щепетильны. Мы регулярно проводим аудит сайта, проверяем, какая информация устарела, что нужно переделать, как минимум 2 раза в месяц обсуждаем эти вопросы и думаем, что можно и нужно поменять.

«Моторные технологии» одними из первых, еще в 2014 году, запустили формы захвата, то есть мы отслеживали поведение клиентов на сайте, куда они пришли, на какие страницы. Все новое, что появлялось в этой сфере, мы изучали и внедряли. 

Наше оборудование не новаторское, есть конкуренты, которые делают подобные машины. И чтобы быть на лидирующих позициях, очень важно уделять внимание продвижению и развитию сайта. Мы запускаем лендинги, посадочные страницы, тщательно анализируем наши рекламные кампании, семантику. Занимаемся этим сами и периодически обращаемся к внешним подрядчиками.

Не могу сказать, что у нас очень хорошие соц. сети. Наши основные клиенты — это крупные промышленные предприятия. Это заводы, которые работают по контрактам, и находят они нас не через соц. сети. Социальные сети — это имиджевая история.

И, как ни странно, один из наших каналов — это старые добрые выставки. Но чтобы эффективно использовать этот канал, к выставкам нужно тщательно готовиться. Важно, чтобы клиенты узнали о нас не на выставке, а пришли на выставку к нам.

 

Автоматизация внутри

 

Я очень люблю, когда все автоматизировано, когда есть инструменты, которые упрощают жизнь. Я использовала системы управления с самого первого дня. Сначала это самая простая и доступная — Google Диск, на который можно зайти в любой момент и в любом месте. Благодаря этому я могла работать из дома, из Макдональдса, который и был моим первым офисом.

На диске лежали таблицы с заказами, денежными средствами, зарплатами и прочими. Надо заметить, что и до сих пор мы ведем такие таблицы.
Как только появилась финансовая возможность подключить CRM, мы сразу же это сделали. 

Сейчас хотим ввести штрихкодирование, которое позволит, заводя данные в систему, отслеживать передвижение и изготовление продукции на этапах.
Все, что касается цифровизации, для меня очень важно и интересно. Я очень люблю все эти фишки и стараюсь внедрять их в компанию.

 
 

Проблемы и неудачный тендер

 

Есть три основные проблемы: деньги, кадры и информация. 

После первого вложенного миллиона, естественно, потребовались большие инвестиции. К сожалению, тогда еще не было программ, позволяющих начинающему бизнесу получать финансирование. Все мои первоначальные кредиты — это кредиты физического лица в банке под 25, 26, а то и 30% годовых.                                                                                                                                                                  

Второе — это сотрудники. Наша деятельность предполагает постоянное участие конструкторов.Мы пытаемся их вырастить, ищем в институтах, ведем постоянный «отлов» хороших специалистов и любыми способами пытаемся их к себе переманить.

Информация. Сейчас очень радует, что вокруг огромное количество информации для предпринимателей. Предприниматель может получить ответы на многие вопросы не ценой собственного опыта. К сожалению, еще лет 5 назад это было очень сложно

У меня была одна печальная история, когда ещё в начале нашего пути я попыталась выиграть тендер, так как западное оборудование было существенно дороже, мне казалось, что я смогу перебить их ценой. Мы скинули больше 25% от стоимости. Тендер мы выиграли, а вот использовать наше оборудование подрядчик не собирался. 

То есть мы отправили оборудование, а его даже не приняли и не вскрывали, мотивируя это тем, что оно не подходит и развернули назад. Нам тонко намекнули, что всё было решено заранее, а тендер не более, чем формальность. 

Я пыталась решить этот вопрос, получила документ от Торгово-промышленной палаты города Пензы о том, что мое оборудование полностью соответствует договору. Это не помогло. Более того, компанию внесли в реестр недобросовестных поставщиков. Сломать систему и старые договоренности в тот раз не получилось. 

Несмотря на то, что была большая закупка по фирме это не сильно ударило. Мы очень быстро нашли новые заказы, два года пролетели, пришлось создать новое юр лицо, которое сейчас и работает.

Скорее, я просто получила опыт. Серьезных финансовых проблем я не почувствовала, мы быстро вылезли из этой ситуации. Я сделала в тот момент для себя вывод, что все-таки нужно оценивать ситуацию и по политическим моментам тоже.

 
 

Крупные клиенты

 

Мы долго работали над этим. Рассылали коммерческие предложения, пытались выйти на заводы. Сработало опять-таки «сарафанное радио». Все компании так или иначе связаны через закупщиков. Как правило, наша основная задача вывести завод на закупку. У нас были и есть партнёры, которые в свое время возили на заводы импортное оборудование. Мы договорились с ними и стали вместо импортного поставлять наше.

На сегодняшний день у нас есть имя, все знают, что в России «Моторные технологии» производят моечное оборудование и стало проще. Мы всё чаще видим тендеры на наше оборудование.

 

Делегировать, делегировать и еще раз делегировать

 

Чтобы всё успевать, у меня есть специальная технология, которая проста до банальности: планирование, расставление приоритетов, делегирование. Например, я никогда не приезжаю на встречи за 15-20 минут, я приеду на встречу за 3-5 минут, если нет каких-то особых условий.

Если есть возможность что-то делегировать, я обязательно это сделаю. У меня отличная команда, которой я действительно могу гордиться.  Они поддерживают все мои самые невероятные идеи. Сейчас у меня даже нет в офисе своего рабочего места, потому что просто нет необходимости проводить там время. Я приезжаю, решаю какой-нибудь вопрос и уезжаю. Либо мы все это решаем по телефону, через мессенджеры.

 
 

Делегирование — это, несомненно, самый главный инструмент, с ним можно параллельно получать результат в разных сферах, контролируя процесс.

Команда — очень важная часть. Я могу даже похвастаться, что и в производстве у меня практически нет текучки. Уходят только те люди, с которыми совсем не получился контакт.   А остальные работают и гордятся работой на нашем предприятии. У нас есть уже целые династии, когда папа приводит сына, приводит друга, приводит дядю. 

Сотрудники в офисе решают огромное количество задач. Которые не всегда касаются только работы, они могут касаться и моих общественных дел, когда мне нужна в чём-то помощь. 

Например, осенью был праздник — областной День мамы и меня пригласили. Помощница сказала, что меня просто официально поздравят. Я приехала, очень серьезное мероприятие, все официально, но чувствую какой-то подвох. И вот, в какой-то момент из-за кулис выходят моя команда и моя семья и начинают читать мои стихи. Мне было очень приятно! 

Я знаю, это те люди, которым можно сказать: «Ребят, а давайте завтра начнём отгрузки в Японию?». И они ответят: «Ну ок, хорошо».

 

Советы предпринимателям

 

Есть одна вещь, про которую часто забывают. То, что у вас может не получится — это нормально. Если спросить известных и успешных бизнесменов, они честно ответят, что первые фирмы потерпели неудачу. И это не повод останавливаться. 9 раз не получится, на 10й получится. 

Настоящий предприниматель отличается толщиной кожи и готов переносить неудачи.

Я за то, чтобы пробовать. Пробуйте разные истории. Нет каких-то правильных или неправильных дел. Часто говорят, что не стоит лезть в высококонкурентный рынок, лучше идти в низкоконкурентный. Я не согласна, все настолько индивидуально, нужно пробовать, искать свою фишку. Если рынок высококонкурентный, значит есть спрос.

Придумайте что-то интересное! Если рынок низкоконкурентный, так может раз это не продают, то и у вас не купят.
Нужно пробовать всё. Искать дело, которое станет по-настоящему твоим, будет приносить не только деньги, но и радость. 

Я за то, чтобы когда предпринимателям рассказывают про истории успеха, рассказывать и истории «как не получилось». Через что прошли бизнесмены, почему не получилось. Потому что это нормально, это опыт, а не неудачи.