На смену бумажному документообороту приходит электронный. Но если обычный документ на бумаге мы заверяем подписью и печатью, то как заверить цифровой документ?
Для этого существует Электронная цифровая подпись (ЭП или ЭЦП). Заверенный ЭЦП документ имеет полную юридическую силу, также как и более привычный нам бумажный вариант (см. Федеральный закон "Об электронной подписи" № 63-ФЗ).
ЭЦП — это цифровой аналог подписи человека и особый реквизит документа, удостоверяющий, что он принадлежит владельцу подписи. При этом, электронная подпись защищает документ от несанкционированных изменений.
- Моментально пересылать подписанные документы в фискальные органы.
- Подтвердить юридическую силу документа при онлайн отправке получателю (клиенту, покупателю).
- Использовать ЭЦП при участии в электронных торгах.
- Сократить расходы на подготовку и доставку документов.
- Использовать меньше бумажных носителей и помочь экологии.
Это не что иное, как связка логин/пароль в личном кабинете и электронной почте, коды доступа, получаемые через СМС и т.д. Например, простую ЭП в форме файла можно создать в Microsoft Office. В него интегрирован механизм защиты создаваемых документов от редактирования и сохранения авторства.
Используется во внутреннем документообороте, при заказе услуг или подтверждения оплаты. А вот заверить с ее помощью цифровой документ для госструктуры, нельзя.
Определяет авторство и неизменность данных. Используется при оформлении документов, не требующих обязательного наличия печати. Ставится на некоторые виды договоров, бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. Подпись представляет собой код, записанный на USB-носитель. Получить НЭП можно в специальном удостоверяющем центре.