Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как выбрать маркетинговое агентство для бизнеса?

Виды агентств и критерии отбора

 

Продвижение на интернет-площадках помогает привлечь клиентов, повысить лояльность к бренду и создать комьюнити вокруг бизнеса. Организовать свою маркетинговую структуру внутри компании могут позволить себе только крупные игроки на рынке. Чаще бизнес доверяет онлайн-продвижение отдельным специалистам или маркетинговым агентствам. Совместно с руководителем маркетингового агентства VHQ Digital подготовили статью о том, как выбрать агентство, которое поможет достичь результата.

 

Какие бывают маркетинговые агентства

 

Маркетинговое агентство — компания, которая занимается рекламой и продвижением товаров и услуг. Маркетинговые агентства могут иметь широкий профиль деятельности или быть узкоспециализированными.

 

Digital-агентства занимаются привлечением клиентов онлайн. К ним можно обратиться за продвижением сайта, контекстной рекламой, лидогенерацией, увеличением числа подписчиков в социальных сетях и повышением лояльности онлайн-аудитории.

 

Креативные агентства — профессионалы во всём, что касается создания уникального продукта. Придумать слоган, рекламную кампанию, логотип, имидж, провести брендинг или ребрендинг — всё это могут креативные агентства.

 

Агентства маркетинговых исследований занимаются исключительно аналитикой рынка. Они могут составить портрет целевой аудитории, разработать стратегию продвижения, изучить конкурентов и показать ваши преимущества и недостатки. Маркетинговые исследования помогают лучше понять свой продукт и клиентов, а значит, повысить эффективность продаж.

 

PR-агентства помогают создать имидж бренда, повысить узнаваемость на российской или международном рынке, создать доверительный образ. Привлечение клиентов и увеличение прибыли — побочный продукт PR-продвижения. Главные инструменты пиара — публикации в СМИ, подкасты, конференции и премии.

 

BTL-агентства (от англ. Below The Line) придумывают и проводят маркетинговые мероприятия, направленные на установление личного контакта между потенциальным потребителем и брендом. Например, промоакции, дегустации, конкурсы, презентации, демонстрации товаров, выставки и многое другое. Также они производят рекламные материалы: брендированные сувениры, POS-материалы, наружную рекламу.

 

Есть агентства полного цикла, которые обладают знаниями во всех перечисленных областях. И многопрофильные агентства, объединяющие несколько специализаций в рекламе и маркетинге.

 
 

Клиентами агентств могут быть огромные корпорации и небольшие стартапы — в качественной рекламе нуждаются любые проекты.

 

Шаг 1. Определяем цели и задач

 

Первый этап выбора агентства — определение целей и задач. Для чего вы ищете агентство? Если хотите привлечь клиентов, но не знаете, какой инструмент будет эффективнее, лучше выбирать среди агентств полного цикла или многопрофильных агентств. Как правило, сотрудники таких агентств имеют достаточно широкие знания и могут подсказать, какие инструменты продвижения приведут вас к целям быстрее и дешевле. Кроме того, они могут создать маркетинговую стратегию и запустить работу сразу по нескольким направления. Например, разработать сайт, запустить контекстную рекламу и начать продвижение в Telegram.

 

Если вы точно знаете, какой результат и каким образом хотите получить, то лучше выбрать узкопрофильное агентство с нужной вам специализацией. Навыки таких агентств отточены на работу с конкретными инструментами и доведены до совершенства.

 

Второй этап — сужение географии поиска. Чаще всего локализация агентства не имеет значения, команды умеют работать удалённо и общаются с заказчиками в рабочих чатах и в рамках видеоконференций. Однако, если ваш продукт локализован и вам нужно создавать живой видео- и фотоконтент, имеет смысл присмотреться к местным агентствам. Это значительно ускорит процесс. Либо заранее обсудить с агентством, работающим удалённо, смогут ли они проводить локальные съёмки.

 

Шаг 2. Ищем агентства

 

Прежде чем переходить к поиску агентств на интернет-площадках, следует пообщаться с коллегами по бизнесу и бизнес-партнёрами, с кем они работают и какие результаты получают. Возможно, вам удастся найти надёжное и проверенное агентства через рекомендации.

 

Если рекомендации знакомых и коллег не помогли, то приступаем к поиску в интернете. Существуют многочисленные рейтинги маркетинговых агентств, самый популярный из них — RUWARD. В рейтингах можно увидеть, как клиенты оценивают агентства с точки зрения надёжности, эффективности коммуникации, качества услуг и других критериев. Но природа самих рейтингов спорна — критерии ранжирования не всегда прозрачны и справедливы. Может оказаться, что агентство занимает высокое место в рейтинге по заслугам прошлого. Поэтому лучший способ выбрать агентство — оценить каждое самостоятельно.

 
На сайте RUWARD можно просматривать рейтинги, ранжируя агентства по секторам.
 

Шаг 3. Изучаем кандидатов по базовым критериям и отсеиваем неподходящие

 

На рынке существует тысячи маркетинговых агентств, поэтому поиск и отбор могут затянуться на долгие недели. Чтобы процесс шёл быстрее и легче, предлагаем использовать следующие критерии:

 

Сайт. Знакомство с агентством начинается с сайта. На этом этапе вы уже можете оценить:

 
  • актуальность дизайна
  • удобство использования
  • скорость загрузки
  • полноту информации
 

Если по этим пунктам вас ничего не смущает, всё отлично работает, вызывает доверие и интерес — продолжаем знакомство дальше. 30% агентств исключаются уже на этом этапе.

 

Кейсы и опыт. Это единственная объективные показатели, по которым вы можете судить о компетентности агентства. Советуем внимательно изучать кейсы, всматриваться в цифры. Дополнительным плюсом будет, если у агентства есть успешные кейсы в вашей сфере. Например, если у вас ресторан, а агентство в прошлом году повысило конверсию сайта кофейне на 30% — это хороший показатель. Однако не стоит ожидать, что такой же результат может получиться и во второй раз. Маркетинговый рынок и его инструменты постоянно меняются, и каждый кейс уникален в мелочах.

 

Отзывы. Если вас устроили предыдущие два пункта, имеет смысл поискать отзывы о компании в интернете и на сайте. Если сомневаетесь в их подлинности, стоит попробовать связаться с менеджерами компаний-партнеров, указанных на сайте, и попросить отзыв об агентстве у них. Репутация и опыт работы с другими клиентами — сильные показатели, на которые всегда стоит обращать внимание.

 

Оценить приведённые выше критерии можно самостоятельно без личного касания с сотрудниками агентств. Они помогут сузить круг до 3-5 компаний, которые покажутся вам наиболее симпатичными. А дальнейший выбор будет зависеть от результатов личной коммуникации.

 

Шаг 4. Оцениваем каждого подходящего кандидата

 

Кроме общения в социальных сетях и по телефону, можно запросить видеовстречу с командой, на которой вы сможете познакомиться ближе с людьми, которые будут продвигать ваш бренд. В ходе общения с менеджерами и командой агентств рекомендуем обращать внимание на следующие критерии:

 

Коммуникация. Оценить профессионализм агентства можно по скорости и качеству коммуникации с заказчиком. Если вам быстро отвечают на все сообщения, оперативно присылают документы для ознакомления — скорее всего, работать с таким агентством будет легко. Если после каждого вашего запроса вы встречаете тишину в несколько часов — это показатель того, что в агентстве не отлажена коммуникация между сотрудниками. А работа с заказчиком будет идти еще сложнее и дольше. Любые правки будут согласоваться по несколько дней и отнимать ваше ценное время.

 

Команда. Если есть возможность познакомиться и пообщаться со всеми членами команды, которые будут работать с вашим бизнесом, лучше сделать это. Так вы сможете оценить, насколько команда компетентна в вашей нише, разделяет ли она ваши ценности, понимает ли посыл, который вы несёте целевой аудитории и так далее. Чем профессиональнее и эмпатичнее команда, тем легче вам будет работать и тем лучше будет результат.

 

Персонализированный подход. Агентства с большим штатом часто тонут в количестве проектов и забывают об особенностях каждого. Маленькие агентства глубже погружаются в проекты, но как правило, имеют меньший опыт. Но есть и золотая середина — команды, применяющие персонализированный подход. Агентства, которые погружаются в бизнес компании, на первых этапах задают миллион вопросов про вас и ваше развитие. Стандартный бриф и отсутствие дополнительных вопросов должно насторожить вас.

 

Взаимная симпатия. Как и при любом другом выборе: партнёра, подрядчика, нового сотрудника, важно ориентироваться на свои субъективные ощущения. Вам должно быть просто приятно взаимодействовать с руководителем агентства и его командой. Общение должно вызывать приятные эмоции и чувство, что всё получится. Если этого не происходит до заключения договора, то после начала работы, общение может усугубиться.

 

Стоп-сигналы при выборе агентства

 

Помимо описанных критериев, есть признаки, которые должны вас насторожить:

 
  • отсутствие официального договора
  • короткий срок присутствия агентства на рынке. Если агентство работает меньше шести месяцев, неизвестно что будет с ним через полгода
  • один сотрудник решает несколько задач. Если копирайтер агентства одновременно дизайнер, а продюсер занимается трафиком — есть вероятность, что и то и другое они делают поверхностно и не имеют достаточной экспертизы. Лучше, когда каждый сотрудник имеет свою специализацию, в которой он незаменимый профессионал
  • сайт и социальные сети агентства заброшены или застряли в прошлом веке
  • гарантия стопроцентного результата в сфере, где результат невозможно предсказать заранее. Например, обещание точных KPI в пиар-продвижении
 

Выбрать агентство, которому смело можно доверить продвижение своего бизнеса, непросто, но возможно. Советуем внимательно относиться к изучению социальных сетей и кейсов агентства и доверять своей интуиции. Помните, что лучше потратить время на отбор кандидатов, чем останавливать продвижение и искать новое агентство, если что-то пойдёт не так.