Онлайн-журнал

Нужно ли конкурировать с «Яндексом» или лучше быть партнёром

Своим опытом делится один из основателей таксопарка «Клевер» Армен Макоян

Дополнительные материалы
Бизнес-модель для открытия таксопарка
Дополнительные материалы
Бизнес-модель для открытия таксопарка
 

Выгодно ли открывать собственный таксопарк в 2023 году и с какими сложностями можно столкнуться при работе в такой нише. Ответы на эти и другие вопросы получили от Армена Макояна — одного из основателей агрегатора такси «Клевер». В статье узнаете, как можно стать партнёром «Яндекс.Такси», а затем его конкурентом. Также Армен поделился бизнес-моделью для открытия таксопарка — скачивайте в дополнительных материалах. 

 

Кем ты работал, когда появилась идея создать таксопарк?

 

Я работал директором в компании ООО «Клевер Экспресс», которая занималась грузоперевозками. Это была небольшая компания, у нас было несколько грузовиков, до 10 штук. 

 

Идея создания таксопарка возникла не у меня, а у собственника бизнеса. Сначала мы планировали организовать прокат автомобилей. Мы сами сталкивались с такой проблемой — в нашем городе тяжело было найти и арендовать подходящий автомобиль, чтобы отправить сотрудника в командировку. В Армавире практически не было возможности взять в прокат хорошую иномарку с автоматической коробкой передач. 

 

В основном рынок предлагал бюджетные варианты автомобилей в аренду. Только одна компания предоставляла автомобили более высокого класса. Но даже при работе с этой компанией были проблемы — нельзя было оплатить по безналичному расчёту и получить отчётные документы. А для юридических лиц это очень важно. Мы решили закрыть эту проблему и открыть компанию по сдаче в прокат более дорогих автомобилей не только для физических, но и для юридических лиц.

 

Я начал изучать рынок и выяснил, что спрос на прокат автомобилей в нашем городе невысок. Узнал всю информацию о компаниях, оказывающих услугу длительной аренды машин: 

 
  • как они работают 
  • какие автомобили предлагают
  • их цены и уровень загруженности машин
 

Оказалось, что львиную долю выручки компании получают от сдачи в аренду автомобилей таксистам. Меня это заинтересовало, и я изучил вопрос открытия таксопарка. Такое исследование было легко провести — на рынке уже присутствовал «Яндекс.Такси». Подготовил бизнес-план, согласовали его, открыли таксопарк и приобрели первые автомобили.

 

Открыть таксопарк самому — это создать свой бренд, подсадить клиентов на этот бренд, продвигать свой номер телефона для заказа и другие сложности. Поэтому мы решили открыть свой таксопарк в качестве партнёра «Яндекс.Такси». Это был самый лёгкий вариант старта в таком бизнесе: «Яндекс.Такси» обучал партнёров, стимулировал открывать собственные таксопарки, покупать автомобили. Мы начали свой бизнес в 2019 году, как и многие другие таксопарки в то время. 

 

Расскажи более подробно о работе с «Яндекс.Такси» в качестве партнёра

 

Партнёр «Яндекс.Такси» — это промежуточное звено между агрегатором и водителями. Они могут иметь собственный автопарк или привлекать водителей на личных автомобилях. Некоторые работали в обоих форматах. На тот момент действие закона «О самозанятых» не распространялось на сферу такси, поэтому взаимодействие водителей напрямую с агрегатором было затруднительно. 

 
 

Потом мы поняли, что это был практически неприбыльный бизнес. Стоимость поездки через «Яндекс.Такси» не позволяла много зарабатывать. Необходимо оформлять человека в штат, платить ему зарплату и дополнительно порядка 42% в виде налогов и других выплат государству за каждого сотрудника. 

 

У некоторых компаний не было своих автомобилей или их было совсем мало, поэтому они привлекали водителей со своими машинами. Такие водители не могли работать самостоятельно — им нужно было открыть ИП и получать лицензию на свой автомобиль. Никто не хотел с этим заморачиваться. Проще было прийти к партнёру «Яндекс.Такси» — он тебя подключал к агрегатору. 

 

Почему вы решили стать конкурентом «Яндекс.Такси»?

 

Когда приняли закон «О самозанятых», то потребность «Яндекс.Такси» в «подключашках» практически исчезла. Мы поняли, что агрегатору выгодно напрямую работать с самозанятыми водителями. Он присылал таксистам через приложение пуш-уведомления с призывом перехода на самозанятость и работы напрямую с «Яндекс.Такси». 

 

Мы понимали, что условия для партнёров «Яндекс.Такси» безвозвратно усложняются и решили переформатировать бизнес — создать свой бренд-агрегатор. Это было интересно с точки зрения противостояния с таким крупным игроком на рынке. Мы считали, что конкуренция с «Яндекс.Такси» стала бы крутым кейсом для нас.

 

К тому же, с точки зрения выживания бизнеса, другой модели не было. Основная стратегия нового направления — войти в маленькие города, в которые «Яндекс.Такси» ещё не дошёл, и развиваться там. Мы стартовали в трёх городах: Армавире, Курганинске и Лабинске. Так появился агрегатор такси «Клевер».

 
Клевер символизирует удачу, а зелёный цвет ассоциируется с успехом и благополучием, поэтому наш бренд выглядел именно так
 

Сколько вы вложили денег на старте и в процессе? 

 

Это достаточно сложный вопрос. Траты в бизнес шли в ежедневном режиме. В бизнес-модели указал подробную информацию, с которой можно составить бизнес-план для открытия своего таксопарка. В этой бизнес-модели начинающие предприниматели узнают: какие расходы необходимо учесть, в какой компании приобрести приложение, а также другую полезную информацию. Скачивайте бизнес-модель в дополнительных материалах.

 

Расскажи про маркетинг и стратегию продвижения «Клевера»

 

Дополнительная стратегия заключалась в том, чтобы переманить к себе водителей от «Яндекс.Такси». Проблема большого агрегатора в том, что у него нет прямого контакта с водителями. У компании есть руководящий состав — региональные менеджеры. Они курируют несколько крупных городов и редко встречаются с партнёрами, а с водителями не встречаются совсем. Мы же могли лично говорить с водителями, узнавать их потребности и пожелания в работе. 

 
Мы давали водителям функционал, который они хотят и которого не было в «Яндекс.Такси», а также меньшую комиссию
 

Функционал. Использовали приложение для смартфона. Есть компании, которые уже разработали специальное приложение для такси. Нужно его купить, вставить нужную информацию, например, добавить цвета своего бренда, стоимость и тарифы поездок. 

 
К сожалению, с точки зрения функционала, приложение «Яндекс.Такси» работало лучше
 

Главное различие других приложений от «Яндекс.Такси» — реагирование на повышенный спрос. Когда он наступает — агрегатор поднимает цену, и все водители переключаются на него. В нашем приложении тоже был такой функционал, но он работал хуже. Возможно, это главная проблема, из-за которой мы не смогли перетянуть к себе всех водителей. 

 

Тарифы. Например, у нас был «купим и привезём». Человек звонит и просит купить хлеб и молоко. Водитель покупает и привозит — клиенту удобно. В «Яндекс.Такси» таких тарифов не было. 

 
Тарифы. Например, у нас был «купим и привезём». Человек звонит и просит купить хлеб и молоко. Водитель покупает и привозит — клиенту удобно. В «Яндекс.Такси» таких тарифов не было.
 

Реклама. Мы продвигали свою компанию с помощью визиток. Когда водители перевозили клиентов, то давали им наши визитки и говорили, чтобы те звонили по этому номеру — машина приедет быстрее, и поездка будет выгоднее. Такая система продвижения наших услуг была приоритетной. 

 

Очень важно иметь брендированные автомобили. Даже 10 машин на 200-тысячный город будут постоянно мелькать на глазах и создавать эффект присутствия. Чтобы забрендировать машины привлечённых водителей, нужно предложить им что-то взамен, например, приоритет при распределении заказов или сниженную комиссию.

 

Также вкладывались в контекстную рекламу в Яндексе и таргетированную в социальных сетях, например, во ВКонтакте. Ставили в городе баннер и вешали рекламные объявления на остановках. На рекламных объявлениях давали разные промокоды, чтобы понимать с каких постеров приходят клиенты. Также действовала реферальная программа, по которой клиенты за привлечённых друзей получали деньги в приложении — их можно было потратить на поездки.

 

Какие были сложности работы в этом бизнесе?

 

Первое — «Яндекс.Такси» потерял интерес к партнёрам. Переломный момент настал, когда агрегатор стал напрямую привлекать водителей и вознаграждать тех, которые работают на своём автомобиле. 

 

«Яндекс.Такси» стимулирует водителей открывать самозанятость: 

 
  1. начисляет баллы 
  2. платит дополнительные деньги
  3. даёт коэффициент приоритета и больше заказов
 

Также агрегатор склоняет водителей покупать свои машины. Дилеры продают автомобили уже с наклейками «Яндекс.Такси», а банки охотнее выдают кредиты на покупку машины самозанятым для работы с этим агрегатором.

 

Таксисты общаются между собой и знают, что выгоднее работать с «Яндекс.Такси». Например, водитель со своим автомобилем зарабатывает 50 тысяч рублей. Он не платит за аренду автомобиля и комиссию таксопарку. Если водитель работает в таксопарке, то он получает, например, 20-30 тысяч рублей.

 

Второе — следить за водителями. В таксопарк идут только те водители, у которых плохая кредитная история — они не могут купить автомобиль в кредит. В этом есть главный минус работы — приходиться доверять такому таксисту свой недешёвый автомобиль. Если водитель разобьёт машину, то не сможет заплатить за ремонт. 

 
Чтобы снизить риск аварии, мы устанавливали системы контроля качества вождения — видели по параметрам системы, как человек управляет машиной и если плохо водит, то забирали у него автомобиль
 

Ещё одна сложность при ведении бизнеса — в тебе всегда борются два огня:

 
  • Нужно постоянно сдавать в аренду вакантные автомобили. Пока они стоят — это твой пассив. Машины в кредите и за них нужно платить, а деньги они не приносят.
  • Приходится забирать у водителей-лихачей. Пока их не разбили. Разбитая машина — это уже мёртвый груз.
 

Но были и положительные случаи, например, некоторым водителям удавалось выкупать у нас автомобиль.

 
В своё время наш водитель Сергей Саркисян стал обладателем собственного автомобиля
 

Что сейчас с вашей компанией?

 

Мы решили закрыть бизнес после февральских событий 2022 года — прекратились поставки запчастей к автомобилям. Машины подорожали в цене, и мы решили продать их. Например, новый автомобиль в 2019 году покупали за 870 тысяч рублей, а продали в 2022 году за сумму около 1 млн рублей. К тому времени машины были подержанные и отработали в формате такси больше 2-х лет. Так мы заработали при выходе из бизнеса. 

 

Но даже и без политических факторов бизнес развивался туго. Возможно, это было из-за недостатка нашего предпринимательского таланта и моего личного. Или мы выбрали неправильную стратегию — в городах нашего присутствия был низкий спрос на услуги такси, поэтому было мало денег в рынке. Кроме того, в таких рынках тоже есть свои конкуренты, которые уже годами работают. 

 

Появилась ещё одна проблема — таксопаркам начали приходить штрафы и требования от налоговой. Требования об уплате налогов были настолько высоки, что компаниям не оставалось ничего другого, кроме как закрываться.

 

Какие были штрафы от налоговой?

 

Штрафы за не полностью уплаченные налоги. «Подключашки» работали так: ты — партнёр и «Яндекс.Такси» платит тебе, а ты платишь водителю. Таксопарк должен подключить водителя к агрегатору — для этого ему нужно предложить выгодную комиссию. Сначала она составляла 6-7%, затем стала снижаться: 5%, 3%, 1%. Таксопарки платили налог с полученной комиссии. А налоговая требовала платить налог со всего оборота. Вот как это выглядит на примере. 

 

Я — ИП, плачу налог с дохода в размере 6%. Например, за год «Яндекс.Такси» выплатил мне 10 млн рублей, из них я заработал 100 тысяч рублей, а оставшуюся сумму выплатил водителям. Я плачу 6% со 100 тысяч рублей — 6 тысяч рублей, а налоговая требует 6% с общего прихода денег — с 10 млн рублей, а это уже 600 тысяч рублей налога.

 

Какие советы ты дашь начинающим предпринимателям? 

 

Если в нише таксопарка, то главный совет — не начинать этот бизнес сейчас, в 2023 году. Те силы и деньги, которые вы вложите, — не окупятся. Раньше в этот бизнес можно было зайти легко — люди зарабатывали деньги, сидя дома за ноутбуком, и работали в качестве «подключашек». 

 

Сейчас эта ниша уже мертва. Этот бизнес работает только с точки зрения агрегатора. Если хотите быть конкурентом UBER — пробуйте. Но лучше открыть бизнес в других сферах. 

 

Пользуйтесь философией стартапов. У них есть энергосберегающая технология — когда ты не делаешь сразу идеальный крутой продукт, а выпускаешь на рынок минимально рабочую его версию, то есть MVP. Так ты проверяешь реальный спрос на рынке. Продукт должен закрывать боль клиента и решать его проблему. Советую прочитать книгу «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели». В ней начинающие предприниматели смогут узнать различных тонкостях ИТ-стартапов.

 

Если вы придумали идею, у которой нет аналогов и конкурентов — забудьте об этом. Скорее всего, это никому не будет интересно. Нужно решать те проблемы, с которыми справился другой продукт, но делать это лучше и инновационнее. 

 

Не нужно бояться конкурентов. Если вы в конкурентной нише — значит там есть деньги. В ней уже кто-то работает и зарабатывает. Это должно быть для вас хорошим показателем.

 

Когда я был молодым, то хотел придумать бизнес, которого ни у кого нет. Хотел найти нишу, в которой у меня не будет конкурентов, и всё будет легко. Такие мысли нужно гнать от себя подальше. Бизнес — это сложное дело. Как сказал Илон Маск: «Делать бизнес — это как жевать стекло и смотреть в пустоту». 

 

Делать бизнес не всегда весело, как многие думают — необходимо быть готовым к трудностям. Нужно быть упорным, но не упрямым, а ещё выбирать правильную бизнес-модель. Например, воспользуйтесь моей бизнес-моделью для открытия своего таксопарка — скачивайте в дополнительных материалах.

 

Если ты делаешь бизнес, и у тебя что-то не получается, — нужно быть честным к самому себе и признать свою ошибку. Тогда ты сможешь вовремя закончить с неприбыльным бизнесом и начать новое дело, которое станет более успешным.

Дополнительные материалы
Бизнес-модель для открытия таксопарка