Команда — важный ресурс любого бизнеса. Часто именно от них зависят процессы в компании, поэтому в трудные кризисные времена нужно поддерживать сплоченность и уметь удерживать сотрудников.
Лучше понимать происходящее и выстраивать новые эффективные стратегии помогают концепции мировой реальности. В этом материале рассказываем о новых условиях мира — SHIVA-мире. Что он означает и как бизнесу сохранить команду — читайте в статье.
В дополнительном материале «Как нанять сильных сотрудников — 4 важных шага» рассказали, как нанять подходящего игрока в команду — скачивайте и узнайте обязательные вопросы кандидатам.
SHIVA-мир — концепция мировой реальности с 2022 года. Термин ввёл психолог и управляющий партнёр «ЭКОПСИ Консалтинг» Марк Розин. Концепция SHIVA помогает подстраивать и менять бизнес-процессы под новое состояние мира.
SHIVA-мир пришёл на смену прошлой концепции — BANI-миру. Её автором был футуролог Джамаис Кашио. BANI был новой реальностью, в которую мы вошли в период пандемии. BANI предрекали 5–7 лет жизни. Но всего через 2 года мир в очередной раз глобально изменился.
SHIVA-мир категоричен и требует новых подходов от бизнеса — нужна трансформация. «Расщеплённый» мир значит, что починить его нельзя. В новой реальности не выжить со старыми шаблонными методами, моделями и решениями — они просто не сработают.
«Тревожность» BANI-мира сменил «ужасный» SHIVA. При тревоге можно действовать и искать новые пути — сложно, но возможно. А вот ужас — сковывает и не даёт двигаться вперёд. Это мешает бизнесу быстро принимать решения и справляться с новыми вызовами.
Вместо «нелинейности» пришла «невообразимость». В BANI-мире последствия принятых решения могли быть полярными. Незначительные шаги могли привести к большим изменениям, а сверхусилия — к мизерным результатам. В концепции SHIVA-мира нельзя быть уверенным, что любые решения бизнеса приведут к какому-либо результату.
Концепция SHIVA-мир полностью отрицает понимание происходящего — он «беспощаден». Ещё «непостижимость» BANI-мира указывала на избыток информации. Было мало уверенности, что с ростом данных увеличится понимание чего-либо. В новой реальности уверенности в этом нет вообще.
При этом согласно концепции SHIVA есть надежда на «возрождение». Появится новая точка старта. Первый, кто поймёт потребности нового рынка, завоюет аудиторию и получит сверхприбыль.
В новой реальности предпринимателям важно найти способы удержаться на плаву. Один из главных аспектов любого бизнеса — команда. Нужно помочь ей пережить трудности и одолеть вызовы SHIVA-мира.
Поставьте новые критерии успеха компании. Успех для бизнеса в основном ассоциируется с повышением прибыли. Сотрудники фокусируются на показателях KPI, но достигнуть их довольно сложно в SHIVA-мире. Это приводит к контрпродуктивности, растут тревожность и негативное отношение к работе.
В новых условиях успехом для компании можно считать сохранение команды, её рост и развитие. Достигать финансовых показателей — отлично, но не пренебрегайте целями относительно сотрудников. Например, сосредоточьтесь на повышении лояльности коллектива и создании атмосферы взаимоподдержки.
Пересмотрите мотивацию. Мотивация зависит от ценностей человека. А с приходом новой реальности ценности могли поменяться — что было важно раньше, не имеет значения сейчас. Например, для кого-то стало важнее быть чаще дома — можно предложить гибридный график или перевести сотрудника на удалёнку.
Знаете мотивы сотрудников — сможете их удержать. Изучите, что сейчас волнует персонал — например, можно создать гугл-опрос и попросить пройти его. Объясните, что это поможет создать более интересные условия труда. А ещё в Академии бизнеса писали «Как разработать правильную систему мотивации сотрудников» — читайте и пользуйтесь.
Информируйте о происходящей ситуации. Так появится чувство контроля за ситуацией, и снизится стресс. Заодно получится повысить ответственность — без информированности сотрудники работают изолированно от общей команды.
Когда есть ясность в делах компании, проблемы будут решаться быстрее, а взаимодействие станет эффективнее. Старайтесь регулярно доносить до сотрудников следующее:
- ближайшие цели компании в целом и отдельных команд;
- роли каждого члена команды в общем результате;
- сроки, порядок работы;
- результаты компании за прошедший период — позитивные и негативные.
Хвалите за результаты. В периоды неопределённости часто перед сотрудниками возникают сложные нестандартные задачи. Поэтому важна обратная связь от руководителя — признавайте результаты команды и участие каждого сотрудника.
Хвалите только тогда, когда это действительно заслуженно. Будьте искренними, не говорите заученными фразами и конкретно обозначьте, за что хвалите. Иначе есть риск обесценить признание и создать негативное впечатление.
Поддерживайте ментальное и физическое здоровье сотрудников. Кризис влияет на каждого. Растут тревожность, беспокойство, а продуктивность и энергичность — снижаются. В условиях SHIVA-мира важно следить за здоровьем команды и помогать решать ментальные и психические проблемы.
Попробуйте устроить тренинги по работе со стрессом, психологические групповые сессии, лекции о правильном питании и физической культуре. Разбавьте курсы по обучению персонала дополнительными методами сохранения трудового климата.
Узнайте больше об управлении персоналом на бесплатных курсах Академии бизнеса. Все уроки в видеоформате, а в роли спикеров — действующие предприниматели. Обучайтесь и получите практические советы, которые можно сразу применять на практике.