Банк «Открытие» исследовал уровень цифровизации бизнеса в октябре 2022 года. Компании продолжают переходить в онлайн — даже в условиях ограничений иностранных сервисов. Но динамика некоторых цифровых технологий упала по сравнению с предыдущим годом. Как изменилась цифровизация бизнеса и какие есть барьеры и точки роста для компаний — читайте в статье.
Полное исследование вы можете найти в дополнительных материалах — скачивайте, изучайте и делитесь с коллегами.
Ускоряет работу в компании. За счёт автоматизации бизнес-процессов уходит меньше времени на задачи. Не нужно привлекать сотрудников и ждать, пока дело будет сделано — к тому же, у каждого человека разная скорость работы. Например, автоматизация учёта товара на складе позволяет в реальном времени отследить остатки — работникам не нужно считать всё вручную и проводить инвентаризации до поздней ночи.
Помогает вести бизнес и контролировать процессы. Одна из важных задач владельца бизнеса — распределять задачи и контролировать их выполнение. Но это не всегда просто сделать, особенно если в штате много сотрудников — за всеми не уследить. Автоматизация контроля помогает чётко видеть, кто за что отвечает и на каком этапе находится задача — например, подойдет сервис ClickUp.
Уменьшает расходы. Другими словами — увеличивает прибыль через оптимизацию части затрат. Например, можно подключить онлайн-бухгалтерию, а не нанимать бухгалтера — не нужно платить зарплату, делать социальные отчисления, оплачивать больничные.
Снижает вероятность человеческих ошибок. От них никто не застрахован, и иногда такие ошибки могут дорого стоить компании. Например, когда сотрудник вручную создаёт договор для контрагента, может забыть включить важный пункт или случайно вписать лишний нолик и не заметить. Чтобы этого не допустить, можно создать шаблоны и настроить автоматическое заполнение.
Улучшает клиентский сервис. Цифровизация упрощает путь клиента, позволяет удержать его и быстрее реагировать на запросы. Например, можно создать сайт и подключить онлайн-оплату заказа — клиент выберет нужный товар и оплатит в пару кликов без звонков менеджеру.
Исследование «Открытия» о цифровизации бизнеса поможет вам понять основные тенденции и внедрить их в свою компанию. Вы сможете провести конкурентный анализ — понять, что у вас уже работает, а у них нет, и наоборот.
Индекс цифровизации бизнеса в октябре 2022 года вырос всего на 1 п.п. — с 51 до 52 п.п. По результатам исследования выявили несколько тенденций — рассмотрим подробнее.
Цифровые способы передачи данных набирают обороты. С цифровыми инструментами информация передаётся мгновенно, её можно легко отредактировать, не нужно хранить стопки бумаг в архивах и копаться в документах, если нужно найти данные.
Самый популярный цифровой канал передачи данных — корпоративная почта. Инструмент используют 72% компаний. В ноябре прошлого года показатель был на уровне 57%. Другие способы тоже начали использовать чаще — например, облачные хранилища данных, корпоративные мессенджеры, системы по автоматизации работы с клиентами.
Растёт доля компаний, которые используют электронный документооборот (ЭДО). При ЭДО все документы оформляют, подписывают и хранят в электронной форме. С таким подходом компания ускоряет и упрощает бизнес-процессы. О плюсах и минусах ЭДО рассказывали в статье «Нужен ли бизнесу электронный документооборот».
Снизилась доля компаний, у которых нет своего сайта. Сайт — визитная карточка бизнеса и инструмент продаж. Через сайт компания рассказывает потенциальным клиентам о себе и своей продукции. Кроме этого, автоматизируются процессы — оплата заказа, оформление доставки и чеков. В Академии бизнеса рассказывали, как создать сайт самостоятельно — читайте и применяйте.
Денежные операции всё чаще проводят онлайн. Платежи через СБП и онлайн-переводы на карту — самые распространённые формы расчёта с физлицами. В 2022 году платежи онлайн-переводом принимают 57% компаний, а через систему быстрых платежей — 36%.
В статье «Как принимать оплату без карты и Apple Pay без комиссии» рассказывали, как работает СБП и о преимуществах системы для бизнеса. А о бизнес-картах подробнее можно почитать в статье «Что такое бизнес-карта и как она помогает бизнесу».
Яндекс-карты — лидер размещения информации о компаниях. Сервис используют 67% опрошенных компаний. В то же время 2Gis и Google Картами пользоваться стали меньше.
Реклама в интернете остаётся популярным каналом продвижения, но покупают её меньше. Рекламу размещают 48% компаний — это на 17% ниже, чем в 2021 году. При этом всё больше компаний используют email-маркетинг и рассылки в мессенджерах. Например, мы уже рассказывали, о возможностях WhatsApp в статье «Как использовать WhatsApp для бизнеса».
Лидер среди соцсетей для продвижения товаров и услуг — Вконтакте. Соцсеть используют 75% компаний. Второе место у Twitter. Вероятно, это связано с блокировкой других социальных сетей в России. О том, как использовать Вконтакте для бизнеса, читайте в статье «Как продвигать бизнес во Вконтакте».
В семь раз выросло число компаний, которые используют программы для защиты бизнеса. В цифровом пространстве есть риск, что к информации получат доступ злоумышленники — могут взломать сервера, отправить вирусы и стереть базы. Поэтому всё больше предпринимателей задумываются об информационной безопасности.
Недостаточный уровень знаний сотрудников. Снизилась доля руководителей компаний, которые прошли курсы по цифровым технологиям. По сравнению с ноябрём 2021 года показатель упал на 7%.
Более трети компаний не готовы обучать сотрудников цифровой грамотности. Образование считают необязательным 41% руководителей.
Ограничение доступа к иностранным цифровым сервисам. Больше трети компаний столкнулись с трудностями из-за ограничений. Среди них 37% компаний перешли на российские аналоги, а 44% нашли способ продолжить пользоваться иностранными сервисами. В Академии бизнеса делились российскими аналогами зарубежных сервисов для бизнеса — читайте.
Цифровизация помогает оптимизировать бизнес-процессы, повышает производительность и снижает вероятность человеческих ошибок.
Обучайте сотрудников цифровой грамотности. По результатам исследования, это точка роста для компаний. Сотрудники должны разбираться в технологиях и уметь ими пользоваться, чтобы упростить бизнес-процессы и ускорить работу.
Как один из вариантов обучения персонала — образовательные курсы банков. До 66% повысилась доля компаний, которые отметили, что такие курсы будут востребованы. Образовательные проекты банков полезны предпринимателям, которые хотят научиться грамотно и эффективно внедрять цифровые технологии. Как правило, бизнесменов обучают и другой нужной информации:
- как наладить маркетинг, чтобы он приносил результат;
- как увеличить продажи;
- как управлять персоналом и обучать сотрудников;
- как работать с деньгами и оптимизировать затраты;
- и многое другое.
Например, Академия бизнеса предлагает бесплатные бизнес-курсы по разным направлениям — финансы, маркетинг и другие темы. Курсы создаются совместно с действующими предпринимателями — они же в роли спикеров. Видеоуроки длятся по 2 минуты и содержат практические советы, которые можно сразу применять в работе.
Изучайте опыт других предпринимателей. Читайте и анализируйте чужие истории — что сработало, а что нет. Возможно, найдёте интересные для вашей компании идеи. Например,в Академии бизнеса в статье «Я хочу делать "живую систему"» рассказывали историю предпринимателя Михаила Богданова и о CRM-системе, которую он разработал. Читайте и другие полезные и интересные бизнес-кейсы в нашем журнале.
Помните, что не всегда успешные практики рынка могут сработать в вашей компании. Изучайте чужой опыт, но не забывайте адаптировать идеи под ваш бизнес.
Оптимизируйте расходы, чтобы освободить часть капитала. Для цифровизации нужны деньги, и не всегда у бизнеса есть свободные средства на развитие. Чтобы решить проблему, проанализируйте расходы компании и подумайте, какие из них можно сократить. Мы уже рассказывали, как правильно сокращать расходы компании — узнайте в статье.