Вопрос «Сколько стоит мой бизнес?» наверняка задавали себе все предприниматели. С физически существующим бизнесом вроде все более-менее ясно, есть помещение, штат сотрудников, возможно, производственная линия и тд.
А как быть с онлайн-бизнесом? Схема оценки, на самом деле, примерно такая же, как и для офлайна. Причем оценить интернет-бизнес можно самостоятельно, не прибегая к помощи экспертов.
Один из них — «Метод мультипликатора». Это способ оценки бизнеса с помощью специальной формулы, в основе которой лежит мультипликатор:
Прибыль должна быть свободной от любых затрат, включая рекламу, аутсорсинг, зарплаты и скрытые платежи. Для оценки обычно используется среднее значение за период от 3 до 12 месяцев.
Мультипликатор — это соотношение стоимости предприятия и его доходов. При этом коэффициент отражает текущее состояние рынка и может изменяться. Мультипликаторов существует множество, но при оценке интернет-бизнеса в основном используют мультипликатор EBITDA. Это чистая прибыль компании до выплаты процентов, налогов и амортизации.
Значения мультипликаторов для конкретного бизнеса можно найти в сети, используя онлайн-сервисы, например сайт IT Бизнес-брокер.
Например, у вас интернет-магазин одежды. Допустим, что: чистая прибыль проекта - 150 000 рублей в месяц, минус расходы на рекламу 30 000 рублей, а на складе в наличии продукция на 1 млн рублей. Мультипликатор для интернет-магазинов — 12.
((150 000-30 000)x12))+1 000 000 = 2 440 000 рублей. Именно столько стоит магазин на текущий момент.
Кроме «Метода мультипликатора» существуют бесплатные онлайн-сервисы для расчета стоимости бизнеса. Например, портал Business&Asset Exchange. От вас потребуется только ввести необходимые данные: выручка, кассовая прибыль, кредитная история и т.д.
Чтобы оценка онлайн-бизнеса была актуальной, нужно постараться избежать неточностей и ошибок. Среди наиболее распространенных:
- Уверенность в том, что бизнес стоит ровно столько, сколько в него вложено. Однако, стоимость разработки и продвижения интернет-ресурсов бывает разной и теоретически покупатель может купить и дешевле.
- Переоценка уровня трафика сайта. Не так важно, откуда люди приходят на ваш сайт, как то, сколько они покупают товаров.
- Отсутствие необходимых финансовых документов тоже не способствует актуальности оценки. Все доходы и расходы должны быть документально подтверждены.
- Не делайте акцент на доходы прошлых периодов, берите отчетность не более чем за прошедших полтора года.