Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Частые ошибки начинающих предпринимателей

Анализ реальных историй и рекомендации

 

Мотивация, горящие глаза, желание делать отличный продукт или обеспечить высший сервис — с этого обычно начинается бизнес. Но некоторые компании закрываются уже через год. Чтобы понять, почему так происходит, мы проанализировали истории предпринимателей, которые закрыли своё дело. На основе их опыта выделили 5 распространённых ошибок, которые допускают владельцы бизнесов на старте проекта.

 

Ошибка 1. Не изучить целевую аудиторию и её потребности

 

Изучение целевой аудитории (ЦА) — это база, с которой должно начинаться развитие любого бизнеса. Ведь именно эти люди в первую очередь будут интересоваться вашим предложением для закрытия своих потребностей. Зная их точные запросы, привычки и покупательскую способность, вы сможете получить прогнозируемую прибыль, точно настроить рекламу и повысить доверие клиентов.

 

❌ Создать продукт и начать его продавать, не изучив потребности аудитории. Эта проблема часто затрагивает предпринимателей, которые разрабатывают сложный продукт, малопонятный для широкой аудитории. В этом случае есть риск начать продвигать предложение, которое никого не заинтересует.

 

Приписывать собственные потребности потребностям целевой аудитории. Частая ошибка не только начинающих предпринимателей. В процессе разработки продукта или услуги владелец бизнеса может настолько погрузиться в идею, что начинает ассоциировать себя с потенциальными покупателями.

 

Как сделать правильно

 

Тестировать гипотезы. Чаще всего выход на рынок — это догадки о потребностях и поведении целевой аудитории. А догадки могут оказаться провальными. Важно быть гибким и иметь план Б и даже В на случай, если ваша изначальная гипотеза не подтвердится.

 

Проводить кастдевы. Customer Development, или custdev — это интервью с потенциальными клиентами, которое помогает понять, какой способ решения проблемы будет актуален для целевой аудитории. Подойдёт для команд, разрабатывающих инновационные продукты, и предпринимателям, которые хотят открыть нетипичный для России бизнес.

 

Создавать MVP. Минимально жизнеспособный продукт позволяет протестировать итоговый вариант готового продукта, который имеет всё необходимое для пользования. Такой способ помогает понять, что можно доработать в продукте, чтобы он максимально отвечал запросам вашей ЦА, не вкладывая много ресурсов в разработку. Подробнее о том, как разработать MVP, мы рассказывали в статье «Что такое MVP»

 

Ошибка 2. Не заниматься маркетингом

 

Печальный факт: ни один, даже самый необходимый и классный продукт не продаст сам себя, пока вы не расскажете о нём миру. Маркетинг решает эту проблему — помогает бизнесу продвигать продукт или услугу, привлекать потенциальных клиентов и повышать узнаваемость бренда.

 

❌ Некоторые предприниматели-новички решают сэкономить и продавать без использования маркетинговых инструментов. Тем самым они рискуют потерять в разы больше денег, чем если инвестируют в рекламу и разработку стратегии.
С грамотной маркетинговой стратегией бизнес сможет:

 
 

Как сделать правильно

 

Понять, что маркетинг — важная составляющая для развития бизнеса. Ещё до начала продаж нужно вписать затраты на маркетинг как обязательные, а не выделять их по остаточному принципу. 

 

Следить за аналитикой. Важно следить за статистикой по разным каналам и площадкам. Если канал приносит клиентов и продажи, в него можно инвестировать больше денег. Если у канала плохая статистика, надо разобраться, в чем причина, и тестировать новые гипотезы. Так получится поддерживать продажи за счет основных каналов и пробовать выходить на новые.

 

Тестировать спрос на товар. Для этого не обязательно сразу выходить в оффлайн, создавать большой подробный сайт и тратить много денег на маркетинг. Можно попробовать работу на маркетплейсах — это готовая площадка, которая помогает продвигаться начинающим предпринимателям. Особенности площадок мы разбирали в статье «Как начать продавать на маркетплейсах».

 

✅ Продвигаться в интернете своими силами. Например, завести группу ВКонтакте или Telegram-канал, где вы будете рассказывать об особенностях и преимуществах продукта или услуги. О том, как создать аккаунты во ВКонтакте и Telegram и как искать клиентов на этих площадках, мы рассказывали в статьях «Как создать сообщество во ВКонтакте», «Как зарабатывать во ВКонтакте» и «Как бизнесу использовать Telegram».

 

Узнать, как ещё можно найти клиентов в интернете и как автоматизировать этот процесс, можно на бесплатном онлайн-курсе Академии бизнеса «Как найти клиентов в интернете».

 
 

Ошибка 3. Не разобраться, как устроен бизнес в выбранной нише

 

Бизнес часто вырастает из хобби предпринимателя либо из желания получить лёгкую прибыль. Однако мечты о своём деле могут обернуться миллионными долгами и выгоранием. 

 

Со стороны бизнес может казаться простым и понятным. Но в реальности начинающий предприниматель сталкивается с проблемами, о которых мало кто говорит. 

 

Низкая маржинальность основного продукта, особенности расположения точки, невыгодные условия тарифов франчайзи в зависимости от размещения точки, несформированный спрос» — вот лишь неполный перечень проблем, который обозначают владельцы бизнесов в своих историях ошибок.

 

Подробнее о том, как открыть собственное дело, построить финансовый план и спланировать маркетинг, мы разбираем на бесплатном курсе «Как начать собственное дело: первые шаги»

 
 

Как рассчитать расходы

С чего владельцу бизнеса начать расчет расходов

no link

С чего владельцу бизнеса начать расчет расходов

 

Как сделать правильно

 

✅  Изучать спрос в выбранной нише. Проще всего это сделать через сервис Яндекс Вордстат: он покажет, как часто люди ищут продукт или услугу. В Яндекс Вордстате есть возможность отсортировать запросы по географии и узнать, как именно люди ищут — через десктоп или мобайл.

 

Общаться с предпринимателями, которые держат аналогичный бизнес. Простой способ узнать о подводных камнях ведения бизнеса в выбранной нише из первых уст. Задать интересующие вопросы и, возможно, найти будущих партнёров, можно на бизнес-завтраках, тематических конференциях и в бизнес-клубах. Например, можно вступить в сообщество #Неприниматели от банка «Открытие».

 

Читать книги по развитию бизнесу в определённой сфере. Если в выбранной нише уже сформирован спрос, поищите литературу по развитию бизнеса в этой сфере. Например, на ЛитРес можно найти книги, как стартовать на маркетплейсах и в бьюти-сфере, открыть кофейню, пекарню или детский клуб. А в Академии бизнеса мы уже писали про продажи на маркетплейсах и сотрудничество с Китаем.

 

Ошибка 4. Не искать компромиссов и уходить в перфекционизм

 

В попытке сделать всё идеально, создать незабываемую атмосферу и устроить топовый сервис есть — риск потратить слишком много ресурсов на запуск. 

 

❌ Предприниматели в своих историях отмечают две основные проблемы, связанные с перфекционизмом:

 
  1. Вложить слишком много кредитных денег в проект, который ещё не начал приносить прибыль.
  2. Постоянно улучшать продукт и тем самым откладывать запуск.​​​​​​​
 

Как сделать правильно 

 

Искать компромиссные варианты. Дизайнерский проект интерьера за 700 тысяч, оформление брендбука или дорогая мебель для офиса — не всегда оправданная трата на старте. Для запуска может быть достаточно более простых вариантов. Однако не жалейте денег на то, что поможет вывести ваш бизнес на новый уровень.

 

Тестировать MVP. Этот совет мы уже озвучивали в блоке про целевую аудиторию, но он актуален и здесь. Не обязательно тратить много ресурсов на разработку сложного продукта. Достаточно лишь наполнить продукт теми функциями, которые помогут протестировать вашу гипотезу.

 

Ошибка 5. Не делегировать рутинные или сложные задачи

 

❌ На старте предприниматели экономят и выполняют многие задачи самостоятельно — сами подключают эквайринг, обрабатывают заказы, фотографируют еду, моют полы. Попытка сократить расходы часто ведёт к быстрому выгоранию и мешает сосредоточиться на стратегии развития своего дела. А без корректировки стратегии и пути развития сложно строить конкурентный бизнес.

Начать делегировать надо, как только вы понимаете, что весь рабочий день уходит на мелкие рутинные задачи, и вы не успеваете строить стратегию и генерировать новые идеи. Не обязательно отдавать сразу все задачи, можно делать постепенно — с тех, которые стоят дешевле и занимают большую часть времени.

 

Как сделать правильно

 

Нанимать специалистов на аутсорсинг. На аутсорсинг обычно передают задачи, которые не относятся к основной деятельности компании. Например, сторонний специалист может вести социальные сети, прибираться в офисе или вести бухгалтерский учёт. 

 

Нанимать личных помощников или необходимый персонал. Если вы чувствуете, что делегирование задач на аутсорсинг не разгружает вас, то следует нанять личного помощника или необходимый персонал, который подхватит операционные задачи. 

 
 

Как составить таблицы функциональной и процессуальной ответственности

Поговорим о том, как настроить взаимодействие между членами команды и договориться о разделении полномочий.

no link

Поговорим о том, как настроить взаимодействие между членами команды и договориться о разделении полномочий.

 

Автоматизировать или упрощать процессы. Если можно сделать быстрее и проще, этим стоит пользоваться, например, сделать форму сборка заявок, данные с которой будут отсылаться в CRM или на почту, подключить чат-бота или воспользоваться шаблонами или готовыми решениями. 

 

Одним из простых и понятных решений для бизнеса может стать подключение онлайн-бухгалтерии от банка «Открытие». Для пользования услугой не нужны специальные знания: вы сможете самостоятельно выплачивать заработную плату, налоги с зарплаты, отпускные и больничные. Воспользоваться онлайн-бухгалтерией можно в приложении банка «Открытие». Для этого необходимо всего лишь открыть расчётный счёт — заполнение заявки ниже займёт меньше минуты.

 

Откройте счёт для подключения онлайн-бухгалтерии