Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как предпринимателю поддержать себя и команду

5 правил от эксперта-психолога

Дополнительные материалы
5 способов, как справиться с тревогой
Дополнительные материалы
5 способов, как справиться с тревогой
 

Владельцы бизнеса приходят к психологам и коучам с разными запросами — выйти из профессионального и эмоционального выгорания, мотивировать и поддерживать команду, выстроить твёрдую систему, справиться с тревогой и страхом или выйти из состояния застоя и находить новые идеи. 

 

Мы поговорили о ментальном здоровье предпринимателей с Татьяной Орловой — психоаналитическим бизнес-консультантом, организационно клиническим психотерапевтом, в прошлом директором по персоналу в федеральных компаниях. Ментальное здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой потенциал, успешно работать и вносить вклад в жизнь общества. 

 

Как поддерживать ментальное здоровье, чувствовать уверенность, бороться со страхами и развивать здоровые отношения с командой — рассказываем в статье.

 

Как ментальное здоровье предпринимателя влияет на бизнес

 

Начнём с того, что ментальное здоровье — это определённое состояние психики, благодаря которому человек может трезво оценивать происходящие события, выдерживать сложные ситуации, управлять своими эмоциями и мыслями, принимать адекватные в данной ситуации решения. Но чтобы так владеть собой, быть устойчивым, собранным, действовать целенаправленно, нужно знать свои сильные стороны, изучать зоны своего развития, а также понимать собственные мотивы, потребности и конфликты. 

 

Если начать изучать психологию бизнеса, то мы увидим интересную и очевидную взаимосвязь между личными процессами самого собственника, принимающего стратегические решения для компании, и оперативными процессами, которые разворачиваются в самой компании. Внутренние психологические черты основателя часто определяют систему, принципы и вектор развития организации. 

 

Другими словами, каждый предприниматель разыгрывает в своём бизнесе свой внутренний театр. И развитие бизнеса зависит от того, какое предприниматель изначально получил воспитание, какой имеет за своей спиной прожитый жизненный опыт, какие внутренние стратегии определяют его выборы, а также какие ведущие психологическиие черты имеет собственный. Бизнес будет либо последовательно и основательно развиваться, и никакие турбулентные времена его не разрушат, либо организация будет оставаться незрелой, инфантильной, с деструктивной атмосферой в коллективе, что приведёт со временем к разрушению. 

 

Всё происходящее сейчас в мире, бесспорно, вызывает много переживаний, но пройти эти сложные времена, сохранить бизнес и суметь адаптироваться под новые реалии, сформировать новые смыслы и вдохновить свою команду на изменения — смогут лишь те предприниматели, которые не только оперативно включились в работу, но и научились понимать себя, свои ментальные установки, психические реакции и паттерны поведения. 

 

Психоаналитический бизнес-коучинг помогает не только определить внутренние ограничения или конфликты для руководителя и его команды, но и раскрыть и усилить потенциал, благодаря которому бизнес сможет справиться с кризисом.

 
 

Как вести бизнес без ущерба для ментального здоровья

 

Предприниматель всегда работает в зоне неопределённости, и единственное, на что он может опираться — на себя и свою команду. Если предприниматель постоянно находится в напряжении, работает на износ, не восстанавливает себя, то через какое-то время и сам бизнес становится неустойчивым и шатким. 

 

Предприниматель является капитаном своего корабля. Если во время шторма капитан измученный, в тревоге, замыкает все процессы только на себе, срывается на свою команду, не может управлять собой — то со временем сильные игроки покинут команду, а на корабле останутся инфантильные сотрудники, которые не готовы брать ответственность, и эмоционально выгоревший руководитель. 

 

Татьяна Орлова, психоаналитический бизнес-консультант, выделяет пять основных ресурсных правил устойчивости:

 

1. Забота о своём физическом теле. Соблюдать режим сна и отдыха, полноценное питаться, следить за здоровьем, заниматься спортом и убрать алкоголь. У предпринимателя часто повышен уровень напряжения, а спорт помогает разрядить напряжение, расслабить мышцы и больше заземлиться.

 

2. Переключение деятельности. Природа, выставки, музыка, работа по дому, отдых в выходные, найти своё хобби. Проведите время с семьёй, приготовьте вместе ужин, погуляйте с детьми. Кто-то скажет «сейчас не время отдыхать», но нужны силы и жизненная энергия, чтобы играть вдолгую и не выгорать.

 

3. Интерес. Невозможно поддерживать страсть к своему делу без интереса. Если у вас пропадает интерес не только в работе, но и во всех сферах жизни — то с большой вероятностью произошло выгорание и достаточно долгое время вы действовали в авральном режиме. Вам необходимо срочно выявить те аспекты деятельности, которые вызывают у вас наибольшую радость. 

 

4. Делегирование. В самые трудные времена личная энергия собственника имеет огромное значение. Главная задача собственника быть живым лидером, способным создать стратегию, задать вектор движения, управлять изменениями, вдохновлять и одновременно развивать свою команду.

 
 

5. Обратиться к психологу (психоаналитическому бизнес-консультанту). Во времена неопределённости нужна определённость в себе — здесь понадобится работа со специалистом.Она поможет не только встретиться с различными чувствами, но и увидеть, на что сейчас вы можете опираться, что даст вам силы действовать, какие верные решения принимать и самое главное, как продолжать жить, а не выживать в состоянии «загнанной белки».

 
 

Как развивать soft skills и какие навыки тренировать для «самопрофилактики»

 

Мы живём в зоне турбулентности, и многие из нас стремятся найти опоры во вне, ориентируясь на прогнозы, новостные сводки и различные предположения лидеров мнений. Справиться со всем происходящим помогут не только навыки оценивать внешние обстоятельства, но и способность рефлексировать внутренне — как в своей психической реальности, так в психодинамике своей команды и бизнеса в целом.

 

Благодаря профессиональным компетенциям мы держим руку на пульсе, управляем бизнес-процессами, влияем на показатели. Наши социально-психологические навыки помогают нам прежде всего выстраивать продуктивные коммуникации с людьми, оставаться максимально устойчивыми, быть живыми, вести переговоры, договариваться, мотивировать свою команду, проявлять творческий подход, адаптироваться к изменениям, проходить кризисы и масштабироваться.

 

Какие гибкие навыки особенно необходимы нам сейчас:

 

1. Проводить самоанализ и рефлексию. Это не самокопание, а отслеживание своего состояния — что со мной, что я чувствую, кто меня окружает, почему я зациклился на этой идее, как более экологично развернуть ситуацию, что даёт мне ресурсы, какие мои сильные стороны, куда идти дальше.

 

Это постоянная работа. Утром важно прописывать, какой ценный опыт вы выбираете прожить для себя. Вечером — прописывать, каких результатов вы достигли, что чувствовали и проживали в течение дня. Запускается процесс рефлексии — предприниматель начинает больше видеть и осознавать. 

 

2. Поддерживать чистоту сознания. В нашем сознании необходимо только то, что работает на нас и на наши цели. Различные убеждения, фантазии, страхи, домыслы и полученный ранее психотравматический опыт могут мешать нам видеть картину более ясно и принимать адекватные решения. Это всё нужно прорабатывать с коучами или психологами — чтобы перестать обслуживать старые сценарии, которые не развивают бизнес, а разрушают его.

 

3. Управлять собой и состоянием. Предпринимателю необходимо научиться понимать и самому определять свои состояния, которые ему необходимы именно сейчас. Если он поддаётся панике, тревоге и страхам, то погружается в детскую позицию. Если он постоянно срывается на своих сотрудников, не может управлять собой, то с большой вероятностью он будет выгорать, и психосоматика даст знать.

 

4. Умение выдерживать неопределённость. Как мы говорили ранее, предприниматель всегда находится в зоне неопределённости. И справиться с ней помогут как внешние, так и внутренние точки опоры — то, что даст силы во время кризисов и поможет выбраться из застывания, чтобы двигаться дальше.

 

5. Развивать эмоциональный интеллект. Одно из важнейших качеств лидера — способность понимать себя и психологию других людей, уметь управлять собой, выстраивать конструктивное взаимодействие, проявлять эмпатию, поддерживать живые отношения, вдохновлять и конструктивно транслировать обратную связь.

 

6. Готовность решать проблемы. Предприниматель не должен перекладывать ответственность за бизнес, метаться, загоняться в угол или бросать всё на полпути. Ответственность — это поддерживать себя в состоянии ресурса, видеть слепые зоны и находить того, кто поможет с ними справиться. Это поддерживать рефлексию, учитывать риски для всей компании и относиться к ошибкам как к опыту.

 

7. Быть гибким, но в тоже время устойчивым. Уметь перестраиваться самому, менять многие процессы, выстраивать новое, адаптироваться под изменчивые события. Расставаться с тем, что тянет вниз, и искать новые пути для компании. 

 

8. Проявлять твёрдость характера. Профессиональный успех зависит от твёрдости характера лидера, где он проявляет упорство и настойчивость в достижении долгосрочных целей. Для этого ему необходимо усиливать страсть и интерес к своему делу, совершенствоваться, верить и воспринимать свою работу как призвание. Как это сделать? Можно опираться на опыт других предпринимателей или искать обучения. Например, Академия бизнеса предлагает бесплатный курс по стратегии — для тех, кому нужен твёрдый фундамент.

 

9. Находить своё сообщество. Вступить в бизнес-клуб, посещать бизнес-мероприятия и устанавливать новые полезные контакты, чтобы обмениваться опытом, создавать коллаборации, находить новых партнёров, находить решения, следить за трендами, зарядиться энергией и быть в окружении сильных.
О том, как развивать гибкие навыки и какие книги прочитать — мы рассказывали в статье «Hard и Soft skills».

 
 

Как удерживать баланс между работой и личным

 

Семья и личная жизнь — это огромный ресурс для предпринимателя. И особенно важно, когда в семье есть уважение, взаимопонимание, забота и любовь. Многие предприниматели, создавая свой бизнес и развивая его в последующем, очень часто избегают решать проблемы или неразрешённые вопросы в семье.

 

В трудные времена нужно говорить об этих трудностях, переживаниях и проблемах с партнёром. Просить помощи и распределять обязанности. Нельзя уходить в себя и бизнес и надеяться, чтобы проблемы в семье исчезнут. 

 

Необходим баланс. Энергия направлена туда, куда мы держим фокус внимания. Но если мы задаём работе большую важность, а наша семья, здоровье, окружение, интересы остаются в стороне, то с большой вероятностью на работе начнутся проблемы. Поэтому важно распределять энергию равномерно между сферами жизни. 

 

Как поддержать психологическое состояние сотрудников в турбулентное время

 

В этом вопросе надо в первую очередь обратиться к себе и своему состоянию. От этого формируется состояние всей команды. 

 

Контролировать своё состояние. От состояния руководителя зависит многое. Если предприниматель кричит, скандалит, дёргает всех, ругается — это показывает, что он не может справляться с собой. Предприниматель — это в первую очередь лидер, его люди ориентируются на него. В каком состоянии лидер, в таком состоянии и будет вся команда. 

 

Быть открытым и честным. Когда предпринимателю нужно перестраивать или оптимизировать процессы, важно открыто говорить об этом команде — «сейчас тяжёлые времена, но я выбираю сохранить компанию и делаю всё максимальное от себя. Чтобы сохранить рабочие места и выжить, давайте вместе подумаем, что можно сделать».

 

Проводите стратегические сессии, летучки, встречи с каждым наедине. Общайтесь и будьте в контакте с командой. Из-за недосказанности у людей больше тревоги. Подробнее мы разбирали с Любовью Рябовой — в статье о рынке труда.

 

Сотрудничать и быть партнёром. Предпринимателю не нужно забывать про своё лидерство и ответственность, но важно считаться с командой — не игнорировать и не отыгрывать на них свои конфликт. В тяжёлые времена люди объединяются — если объяснить стратегию, сотрудники включатся, заинтересуются, начнут предлагать идеи и брать ответственность за дело. Они почувствуют свою важность, нужность компании и причастность к тому, чтобы компания выстояла.

 

Как поддерживать экологичные отношения руководитель-подчиненные

 

Татьяна Орлова дала три совета, которые помогут поддерживать здоровые отношения с сотрудниками и не терять их в тяжёлые времена. 

 

Развивать систему ценностей. Люди выбирают компанию не только из-за зарплаты, но и благодаря тем ценностям, которые есть в компании. Многим нравится философия руководителя, его жизненный подход, направление мысли и стратегия. Сотрудникам хочется быть причастным к чему-то большему. 

 

В трудные времена команда опирается на ценности, поэтому нельзя забывать транслировать их. Если ценностей не было — самое время создать их. Можно подключать самих сотрудников и предлагать определять ценности компании вместе. 

 

Поддерживать сотрудника как ресурс. Сотрудник — один из самых важных ресурсов предпринимателя. Задача предпринимателя — понимать этот ресурс, управлять им, распределять его грамотно и в то же время создать необходимые условия, чтобы сотрудник развивался и восстанавливался.

 
 

Обучать сотрудников. Когда в компании к сотруднику относятся не как расходному материалу, а им действительно интересуются и создают условия для его развития, то в таких компаниях сотрудники вырастают. Зрелая команда берёт ответственность на себя и способна долгое время работать без руководителя. Подробнее о том, как строить обучение в компании, мы разбирали в статье Академии.

 

Важный вывод: не кризис разрушает бизнес, а отсутствие системы, неспособность предпринимателя владеть собой и грамотно управлять командой. Всё это можно и нужно развивать. Сейчас для предпринимателей есть всесторонняя поддержка от государства и финансовых организаций.

 
 

Например, Академия бизнеса проводит серию бесплатных курсов — по стратегии, построению команды, управлению процессами и деньгами. Если стирается система ценностей, уходит контроль и распадается команда — самое время изучить новое и найти точки для роста.

 

Команда Академии совместно с психологом Татьяной Орловой подготовила бесплатный материал по поддержке ментального здоровья. Скачайте его в разделе дополнительных материалов и получите практические советы — как справиться с тревогой, разобраться в себе и устранить негативные мысли. 

Дополнительные материалы
5 способов, как справиться с тревогой