Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

10 лет краудфандингу для бизнеса в России

Как работает и кому подходит? Узнали у экспертов крупнейшей российской крауд-платформы.

 

21 августа российский бизнес-краудфандинг в лице площадки Boomstarter отмечает десятилетие. Подводим итоги: какие тенденции сформировались на этом рынке, как он функционирует и что может предложить предпринимателю сегодня. 

 

Что такое краудфандинг для бизнеса в России и как он работает

 

Фактически краудфандинг для бизнеса — это инструмент быстрого запуска предзаказов, объясняет сотрудник медиаотдела Boomstarter Оксана Токарева. Бизнес выходит с предпродажами на готовую площадку, чтобы не тратить время на создание собственного сайта и получить деньги на производство продукта от будущих покупателей. 

 

Покупатели дают деньги сейчас, а продукт получают потом. При этом спрос поддерживают более выгодными условиями заказа. Предприниматель выпускает продукт на средства от краудфандинга в нужном количестве. Так предзаказы помогают протестировать идею заранее и минимизировать риски.

 

Что нужно знать, прежде чем выйти на краудфандинг

 

Для выхода на краудфандинг Boomstarter не требует открывать ИП или ООО, средства можно собирать и в статусе физ.лица. За краудфандеров-физ. лиц налог платит сама площадка, поэтому проблем с налоговой краудфандинг, в отличие от сбора на карту, не создаст. 

 

В момент покупки на Boomstarter покупателю приходит чек от платёжной системы, с которой сотрудничает платформа. Поэтому начинающему предпринимателю, который только тестирует свою идею, не нужно сразу подключать онлайн-кассу. 

 

Это делает крауд-площадку удобной альтернативой популярным у малого бизнеса магазинчикам в соцсетях, которые ставят бизнес перед выбором: уходить в тень или тратиться на подключение кассы, не зная, получится ли выйти на хорошие продажи.

 
 

Какому бизнесу подходит краудфандинг

 

Краудфандинг хорошо подойдёт бизнесу любого масштаба — как малому, так и крупному. Но задачи будет решать разные, уточняет Токарева. Малый бизнес часто прибегает к краудфандингу для выпуска первых партий продукта, для расширения и переоснащения производства, а также для преодоления кризисных моментов. 

 

Малый бизнес может выиграть на краудфандинге за счёт большой личной вовлечённости основателя. Часто это семейная история, или в бизнесе есть социально-значимая составляющая: для краудфандинга важны душевность, истории и эмоции. 

 

Среднему и крупному же бизнесу запуск крауд-проекта может быть более актуален как часть маркетинговой и PR-стратегии, способ «прогреть» свою аудиторию и сделать её более лояльной. Например, можно тестировать интерес к новым продуктам, в том числе тем, которые выбиваются из привычной вашим покупателям линейки. 

 

По сферам и темам «противопоказаний» у краудфандинга практически нет. Но нужно помнить, что успешный сбор зависит от наличия аудитории фанатов идеи: на любой крауд-площадке бизнес собирает по своей аудитории и за счёт «сарафанного радио». 

 

Что популярно на краудфандинге

 

Если в первые годы существования крауд-площадки был заметен большой интерес к проектам с социальной составляющей, то с 2019 года наблюдается рост спроса на развлекательные проекты, книги и настольные игры. Именно они вышли в лидеры и, кажется, продолжат удерживать позиции ещё довольно долгое время, — рассказывает Оксана. 

 

В топ-5 рекордов по сборам: переводной фэнтезийный роман (15 737 660 р.), мерч к фильму по мотивам комикса «Майор Гром» (10 722 677 р.) и 3 настолки (9 774 360 р., 7 985 540 р. и 6 949 000 р.). Во всех случаях секрет успеха — мощная фанатская аудитория. 

 
 

Кто успешно собирает на краудфандинге

 

Независимые издательства и студии настольных игр собирают на краудфандинге миллионы за счёт своей фанатской аудитории, которая готова в первые часы сборов обрушиться на проект большой лавиной покупателей-спонсоров. 

 

За ними приходят и привыкшие к таким продуктам «серийные спонсоры» самой площадки. Издателям в условиях кризиса удобно выпускать тиражи по предзаказам, не рискуя своими или заёмными средствами.

 

Но, как поясняет Оксана, это не значит, что краудфандинг актуален только для издательств. Хорошие сборы в последние годы также демонстрируют категории «Технологии» и «Еда». 

 

В категории «Технологии» самыми успешными за последние 5 лет стали фитнес-трекер для неинвазивного контроля уровня глюкозы с суммарными сборами в 1 859 420 р. за 2 проекта и экспресс-тесты на коронавирус с 2 582 952 р. сборов.

 

Успешные проекты в сферах общепита и производства продуктов питания, дизайна аксессуаров и одежды собирали в среднем от 100 000 р. до миллиона. Всего на площадке удалось привлечь более 543 миллионов р. для 2447 проектов.

 
 

Как увеличить объём денежных средств

Посмотрим, как руководитель бизнеса может повлиять на рост денежных средств и какие стратегии успешны в долгосрочной перспективе.

no link

Посмотрим, как руководитель бизнеса может повлиять на рост денежных средств и какие стратегии успешны в долгосрочной перспективе.