21 августа российский бизнес-краудфандинг в лице площадки Boomstarter отмечает десятилетие. Подводим итоги: какие тенденции сформировались на этом рынке, как он функционирует и что может предложить предпринимателю сегодня.
Фактически краудфандинг для бизнеса — это инструмент быстрого запуска предзаказов, объясняет сотрудник медиаотдела Boomstarter Оксана Токарева. Бизнес выходит с предпродажами на готовую площадку, чтобы не тратить время на создание собственного сайта и получить деньги на производство продукта от будущих покупателей.
Покупатели дают деньги сейчас, а продукт получают потом. При этом спрос поддерживают более выгодными условиями заказа. Предприниматель выпускает продукт на средства от краудфандинга в нужном количестве. Так предзаказы помогают протестировать идею заранее и минимизировать риски.
Для выхода на краудфандинг Boomstarter не требует открывать ИП или ООО, средства можно собирать и в статусе физ.лица. За краудфандеров-физ. лиц налог платит сама площадка, поэтому проблем с налоговой краудфандинг, в отличие от сбора на карту, не создаст.
В момент покупки на Boomstarter покупателю приходит чек от платёжной системы, с которой сотрудничает платформа. Поэтому начинающему предпринимателю, который только тестирует свою идею, не нужно сразу подключать онлайн-кассу.
Это делает крауд-площадку удобной альтернативой популярным у малого бизнеса магазинчикам в соцсетях, которые ставят бизнес перед выбором: уходить в тень или тратиться на подключение кассы, не зная, получится ли выйти на хорошие продажи.
Краудфандинг хорошо подойдёт бизнесу любого масштаба — как малому, так и крупному. Но задачи будет решать разные, уточняет Токарева. Малый бизнес часто прибегает к краудфандингу для выпуска первых партий продукта, для расширения и переоснащения производства, а также для преодоления кризисных моментов.
Малый бизнес может выиграть на краудфандинге за счёт большой личной вовлечённости основателя. Часто это семейная история, или в бизнесе есть социально-значимая составляющая: для краудфандинга важны душевность, истории и эмоции.
Среднему и крупному же бизнесу запуск крауд-проекта может быть более актуален как часть маркетинговой и PR-стратегии, способ «прогреть» свою аудиторию и сделать её более лояльной. Например, можно тестировать интерес к новым продуктам, в том числе тем, которые выбиваются из привычной вашим покупателям линейки.
По сферам и темам «противопоказаний» у краудфандинга практически нет. Но нужно помнить, что успешный сбор зависит от наличия аудитории фанатов идеи: на любой крауд-площадке бизнес собирает по своей аудитории и за счёт «сарафанного радио».
Если в первые годы существования крауд-площадки был заметен большой интерес к проектам с социальной составляющей, то с 2019 года наблюдается рост спроса на развлекательные проекты, книги и настольные игры. Именно они вышли в лидеры и, кажется, продолжат удерживать позиции ещё довольно долгое время, — рассказывает Оксана.
В топ-5 рекордов по сборам: переводной фэнтезийный роман (15 737 660 р.), мерч к фильму по мотивам комикса «Майор Гром» (10 722 677 р.) и 3 настолки (9 774 360 р., 7 985 540 р. и 6 949 000 р.). Во всех случаях секрет успеха — мощная фанатская аудитория.
Независимые издательства и студии настольных игр собирают на краудфандинге миллионы за счёт своей фанатской аудитории, которая готова в первые часы сборов обрушиться на проект большой лавиной покупателей-спонсоров.
За ними приходят и привыкшие к таким продуктам «серийные спонсоры» самой площадки. Издателям в условиях кризиса удобно выпускать тиражи по предзаказам, не рискуя своими или заёмными средствами.
Но, как поясняет Оксана, это не значит, что краудфандинг актуален только для издательств. Хорошие сборы в последние годы также демонстрируют категории «Технологии» и «Еда».
В категории «Технологии» самыми успешными за последние 5 лет стали фитнес-трекер для неинвазивного контроля уровня глюкозы с суммарными сборами в 1 859 420 р. за 2 проекта и экспресс-тесты на коронавирус с 2 582 952 р. сборов.
Успешные проекты в сферах общепита и производства продуктов питания, дизайна аксессуаров и одежды собирали в среднем от 100 000 р. до миллиона. Всего на площадке удалось привлечь более 543 миллионов р. для 2447 проектов.