Сделать свой бизнес цифровым хотят руководители любой компании — как в крупных городах, так и в регионах. Как настроить процессы таким образом, чтобы их участниками были не только директора и менеджеры, но и все остальные сотрудники? Об этом рассказал Михаил Богданов, основатель ижевской компании «Центр услуг спецтехники» и победитель Национальной премии «Бизнес-успех» в номинации «Цифровая экономика».
«Центр услуг спецтехники» занимается арендой спецтехники и доставкой сыпучих грузов с 2010 года. Тяга к большим машинам у Михаила Богданова появилась ещё в детстве, когда отец, водитель на заводе, брал маленького Мишу с собой в командировки. Первый самосвал Михаил купил в 2012 году за 60 000 рублей, а спустя 10 лет у компании есть и полноценный автопарк, и возможность подобрать технику от поставщиков под конкретные задачи заказчика. В команде 10 человек – водители, механики, менеджер по продажам и сам Михаил.
На заре существования компании учёт работы с клиентами вёлся на бумаге. Чем чем быстрее рос поток клиентов, тем меньше пользы приносили стикеры и школьные дневники. Появилась мысль внедрить CRM.
Популярные системы — Мегаплан, AmoCRM, Битрикс – подходили для использования руководством, но не рядовыми сотрудниками (водителями и механизаторами). Была даже попытка поработать с CRM для парикмахеров, но её функционал не соответствовал профилю компании и её запросам. Было принято решение создать собственную CRM-систему.
Важнее всего было сделать систему простой и удобной в использовании. По задумке CRM должна иметь интуитивно понятный интерфейс, который позволит каждому сотруднику быстро работать с данными: принимать заявки, отчитываться об их выполнении.
Михаил Богданов сам писал техническое задание для разработчиков. За полгода работы над проектом мечты он учёл опыт, проблемы и потребности, формировались и копились все 12 лет существования компании. В результате на создание бета-версии системы ушло четыре месяца. После четырёх итераций доработок и улучшений появился конечный продукт — SpectehCRM.
В уникальной облачной системе можно контролировать заявки – как входящие, так и выполненные – и следить за загруженностью парка спецтехники. «Облако» открывается на любом устройстве с интернетом, а сотрудники тратят на изучение новой программы не более получаса.
SpectehCRM упрощает работу с клиентом на всех этапах. Менеджер наглядно видит распределение заказов и данные для аналитики: количество клиентов, оплаты, загрузку каждого сотрудника. Водители, в свою очередь, получают заявки в личном кабинете и могут оперативно передавать информацию об их выполнении, а механизаторы контролируют и фиксируют проведение техобслуживания. Так машины не будут ни простаивать, ни непредсказуемо ломаться.
Поначалу сотрудники «Центра услуг спецтехники» сопротивлялись: работать по старинке было привычнее. Михаил объяснил своим коллегам, чем ценна новая система. От количества внесённых и закрытых заявок в CRM зависела зарплата и менеджеров, и водителей. После этого аргумента вся команда начала пользоваться системой уже на следующий день.
Сейчас работа со SpectehCRM доведена до автоматизма: водители видят и контролируют входящие заявки, менеджеры понимают загрузку техники и оперативно реагируют на любые изменения. А отложенные заказы отмечаются в календаре загрузки и больше не теряются.
Поддерживать связь с заказчиками тоже стало проще. Когда заявка выполнена, клиент получает автоматическое сообщение с предложением оставить отзыв. В приложении собирается база контактов, с которыми можно оперативно связаться – например, предложить услуги в период простоя техники по более выгодной цене. Таким образом формируется пул лояльных клиентов и увеличивается LTV.
Михаил не скрывает, что всегда мечтал выйти за пределы своего региона. Появление SpectehCRM предоставило ему такую возможность.
Михаил напоминает окружающим: «Я не айтишник, я — собственник техники».Я хочу делать “живую систему” и оставаться специфическим решением для конкретного рынка». На текущий момент в системе зарегистрировались 120 компаний, работающих со спецтехникой, логистикой и доставкой грузов.
Всё больше пользователей CRM переходят с помесячной оплаты продукта на полугодовые и годовые пакеты. Причин много: система внедряется просто и быстро, выполняет все задачи. Также и пользователи, и создатели SpectehCRM отмечают стабильность работы: за три месяца масштабного использования система ни разу не дала сбой.