Онлайн-журнал

Как защитить свои авторские права и не нарушить чужие?

Несколько важных моментов для бизнеса

Дополнительные материалы
Список легальных источников музыки и фото
Дополнительные материалы
Список легальных источников музыки и фото
 

Верховный суд издал свой ежегодный обзор судебной практики по спорам в отношении интеллектуальных прав, и очевидно, что споров по интеллектуальной собственности с каждым годом всё больше и больше. Это рост связан в основном с ростом аудитории интернета и количеством контента, который ежедневно попадает в сеть.

 

Невинное, на первый взгляд, использование фотографии с сайта или фрагмента любимой песни может обернуться для бизнеса большими финансовыми потерями. Чтобы понять, как пользоваться чужим контентом и случайно не нарушить закон, попав на выплачивание значительной компенсации, стоит вспомнить об авторском праве. Разбираем его основные моменты и еще несколько тонкостей.

 

Авторское право: что это?

 

Авторское право – это комплекс прав автора на его произведение (текст, изображение, музыку и другие произведения). Охраняется ГК РФ.

 

Права делятся на имущественные и неимущественные. Неимущественные права неотъемлемы – они сохраняют свою силу, даже если автор продал своё произведение, а вот имущественные права автор может продать или сдать в аренду.

 
 

Объекты авторских прав

 

Тексты, фото, видеозаписи, музыка – авторским правом защищается широкий список объектов вне зависимости от их способа создания, выражения и значимости. Этот список приведен в ст. 1225 ГК РФ.

На что тут стоит обратить внимание? Закон не может предусмотреть всё. Например, в судебной практике был случай, когда объектом авторского права признавался макияж. Даже мемы, которые традиционно воспринимаются как общественное достояние, могут считаться интеллектуальной собственностью.

 
 

Чтобы не ошибиться, нужно знать не только объекты авторского права, но и то, что можно свободно использовать, цитировать и демонстрировать. 

 

Это в первую очередь документы государственных органов (законы, судебные решения), государственные символы и знаки, народное творчество. Текст является объектом информационного права, однако если он содержит в себе общественно значимую информацию или новость, его можно спокойно использовать. Можно использовать фрагменты произведений в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора. Под цитированием имеется ввиду использование фрагмента в другом произведении. Например, если вы выпустите серию коммерческих образовательных роликов, где разбираете рассказ современного автора, это не будет считаться нарушением закона.

 

Еще один важный момент, о котором часто забывают: если произведение опубликовано в интернете, это еще не значит, что его можно использовать. Даже если это сток, например, Яндекс Картинки.

 
 

Существует убеждение, что авторское право обязательно должно защищаться специальными символами, подписью автора или предупреждающей надписью. Отсутствие запрета не считается разрешением (ст. 1229 ГК РФ), и авторские права не нужно регистрировать, чтобы они вступили в силу. Доказать нарушение закона в таких случаях очень легко – автор просто покажет на суде исходники картинки или фотографии с того же места, что и украденное фото, но с другим ракурсом. Может взыскать с вас компенсацию – и будет абсолютно прав.

 

Как не стать нарушителем?

 

Стать пиратом в 2022 году очень просто. Вы нарушите авторское право, если:

 
  • Воспроизводите музыку в кафе без лицензии;
  • Публикуете фотографию или изображение без разрешения автора;
  • Копируете часть статьи и публикуете ее на своем сайте без указания авторства;
  • Используете изображение человека в рекламных целях без разрешения автора изображения и модели.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​
 

Несколько способов не нарушать права на интеллектуальную собственность:

 
  • помните, любой контент защищён законом;
  • при использовании материалов с публичных стоков обязательно ознакомьтесь с правилами лицензии. Обычно на стоках используются лицензии категории Common Creative. Проверьте по таблице, доступен ли такой контент для коммерческого использования.
 
 
  • свяжитесь с автором произведения и заключите договор: простой переписки в мессенджере или по электронной почте недостаточно;
  • для использования многих произведений достаточно обратиться в реестр авторских произведений, ввести имя автора или название произведения. Если объект АП зарегистрирован в реестре, то возможно оплатить авторские отчисления прямо на сайте и получить лицензию на использование;
  • Соблюдайте правила цитирования: указывайте автора произведения, берите только опубликованные ранее материалы (с указанием источника), и проследите, чтобы часть, которую вы цитируете отвечала целям цитирования (нельзя скопировать книгу по частям, вставить на разные страницы сайта и обосновать это цитированием). Подробнее в п.1 ч.1 ст. 1274 ГК РФ;
  • берите произведения, которые относятся к общественному достоянию (лицензия CC0), их очень много и они разрешены к использованию;
  • творите сами – возможное решение для бизнеса. Это усилит позицию вашего бренда и  снимет все риски, связанные с авторским правом.
 

Что делать, если ваши авторские права нарушили?

 

Как только что-то было создано: текст написан, рисунок нарисован, музыка проиграна или описана в нотах, произведение автоматически становится объектом авторского права, и никаких дополнительных мер для его защиты принимать не нужно. Однако в реальности все может быть далеко не так радужно.

 

В социальных сетях и на сайтах регулятором часто выступают владельцы площадок. Если вы заметили, что ваше произведение используют без вашего ведома – обратитесь к ним с претензией о нарушении, подтвердите своё авторское право (это можно сделать, предоставив ссылку на произведение с указанием вас как автора и на «пиратство»). Администрация сайта самостоятельно удалит контент, вынесет предупреждение, а в некоторых случаях сразу же заблокирует нарушителя.

 

Если администрация сайта бездействует, можно обратиться в суд. Иски о защите авторского права относятся к сфере административного права. Наказанием за нарушения назначают штраф в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

 

В случае, если удалось доказать злостное нарушение авторского права (нарушение прав причинило автору материальный ущерб), то административное дело переквалифицируют в уголовное, и наказанием нарушителю служит как штраф, так и ограничение свободы.

 

Чтобы точно не стать жертвой нарушителей, стоит позаботиться о признании авторства заранее. Как это сделать, мы описали в этой статье.

 

ВЫГОДНЫЕ ТАРИФЫ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ОТ БАНКА «ОТКРЫТИЕ»

 

Заполните заявку и ожидайте звонка от представителя банка

 
 

Еще несколько интересных моментов

 

Не все могут стать автором.

 

На данный момент законы в России не наделяют авторством животных, нейросети и искусственный интеллект. Поэтому музыка, текст или рисунок, созданный нейросетью — не объект авторского права.

 

Идеи не охраняются законом.

 

Авторские права действительно не распространяются на идеи, концепции, методы, процессы, факты и открытия. Именно по этой причине на телевидении так много похожих шоу. Однако тайны и технологии производства, которые делают воплощение идеи уникальным, уже являются интеллектуальной собственностью.

 
 

Сотрудник создал произведение, выполняя рабочую задачу.

 

В таком случае автором считается сотрудник, создавший произведение, а неимущественными правами (на реализацию и публикацию) обладает работодатель.

 

Коммерческое использование или нет — не важно.

 

Возьмёте ли вы фотографию для того, чтобы использовать её для рекламы своего бизнеса, или добавите на дальнюю страницу сайта в качестве иллюстрации — авторские права всё равно будут нарушены.

 

Изменение произведения — это тоже его использование.

 

Даже если вы обрежете фото, положите на картинку текст, замиксуете музыку, они все равно останутся объектами авторского права, а значит, разрешение спрашивать придётся.

 

Мы собрали список источников, где вы можете скачать музыку или фото для своего бизнеса. Материал доступен для скачивания в разделе дополнительных материалов.

 
 

Внедрение стратегии

В третьем уроке учимся внедрять стратегию компании и рассматриваем концепцию «7 уровней стратегии», которая нам в этом поможет. О своем опыте расскажут Максим Трофимов - основатель и генеральный директор YOURCF и Чан Нгок Фу - генеральный директор Cyclo.

no link

В третьем уроке учимся внедрять стратегию компании и рассматриваем концепцию «7 уровней стратегии», которая нам в этом поможет. О своем опыте расскажут Максим Трофимов - основатель и генеральный директор YOURCF и Чан Нгок Фу - генеральный директор Cyclo.

Дополнительные материалы
Список легальных источников музыки и фото