Онлайн-журнал

Что должно быть в договоре, чтобы избежать конфликтов

Правила составления документов

 

Договор формирует ожидания заказчика от процесса сотрудничества. Когда в соглашении многое не определено, любое обстоятельство может привести к недопониманию.

Рассказываем, что внести в документы, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

 

Чётко и однозначно сформулируйте предмет договора

 

Представьте ситуацию: заказчик не доволен результатом работ, потому что ожидал получить маркетплейс дизайнерской одежды с личными кабинетами. Однако вы договаривались только на интернет-магазин бижутерии.

 

Управлять ожиданиями заказчика можно с помощью предмета договора. Здесь указываются все детали, которые необходимы для исполнения конкретного обязательства. Этот пункт должен быть понятным, а результат — измеримым. Согласуйте объём работ и требования к результату, например, в отдельном документе — техническом задании.

 
 

Обозначьте срок, когда заказчик должен дать материалы и обратную связь

 

Заказчик затягивает процессы: не предоставляет материалы, не даёт обратную связь. В итоге исполнитель не может уложиться в сроки сдачи проекта и заказчик требует вернуть деньги.

 

Для того, чтобы избежать такой ситуации, предусмотрите в договоре обязанность заказчика оперативно реагировать на запросы: предоставить материалы и доступ к системе, отвечать на вопросы по проекту. За невыполнение этих обязанностей установите ответственность заказчика.

 
 

Внесите пункт про автоматическую приёмку

 

Исполнитель передаёт результат работ вместе с актом, а заказчик уклоняется от приёмки, не объясняя причин. Затем заказчик и вовсе отказывается от оплаты, ссылаясь на просрочку исполнителя или на некачественный результат.

 

Предотвратить такую ситуацию можно условием об автоприёмке — если заказчик не пришлет замечания к результатам в определенный срок, исполнитель считает работы принятыми.

 

Важно, чтобы результаты, которые исполнитель передал заказчику, были качественными и отвечали всем закреплённым в договоре условиям.

 
 

Договоритесь об электронном взаимодействии

 

Распространённая практика — передавать результаты по электронной почте или в мессенджерах. Однако если в соглашении предусмотрен другой порядок передачи результата работ, то в случае спора суд не примет электронную переписку как доказательство.

 

Электронная переписка станет юридически значимой, если это указано в документах. Также надо предусмотреть, в каких системах и с каких аккаунтов стороны могут писать друг другу.

 

Чтобы не возникло проблем и спорных ситуаций, важно соблюдать правила — писать в определенной системе с согласованного аккаунта.

 
 

Предусмотрите форс-мажоры

 

Предприниматели стремятся сокращать свои расходы. Но что делать исполнителю, если работы уже идут вовсю, а заказчик отказывается от договора и оплаты за работу из-за мирового финансового кризиса?

 

Во-первых, наступление ​​форс-мажора — не основание для прекращения договора. Если только вы не указали это заранее.

 

Например, можно прописать в документах, что если форс-мажор длится дольше одного месяца, то договор автоматически расторгается. Это важно прописать, иначе наступление обстоятельств непреодолимой силы освобождает подрядчика от ответственности, и он может спокойно не делать ничего.

 

Во-вторых, у вас должны быть доказательства, что форс-мажор наступил и напрямую влияет на исполнение договора. Важно понимать, что суды не признают финансовый кризис в качестве форс-мажора. Подробнее форс-мажоры изучали в этой статье.

 

С заказчиком нужно договориться, что при наступлении форс-мажора необходимо:

 
  • предоставить подтверждающие документы;
  • предусмотреть отсрочку исполнения или возможность расторжения договора.​​​​​​​
 
 

Поделитесь нашей статьёй с коллегами, чтобы они тоже не допускали конфликтных ситуаций в своей работе.