Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как сокращать расходы без вреда для бизнеса

Советы Академии бизнеса

 

В кризисных ситуациях предприниматели стремятся сохранить бизнес, ищут новые инструменты продвижения и думают, как же сократить расходы. Последний пункт часто может спасти компанию, а может сильно испортить рабочие процессы. Подготовили несколько советов, которые помогут проанализировать и сократить расходы бизнеса.

 

Анализ расходов

 

Как и в личном бюджете, так и в финансах компании первый шаг — проанализировать текущую ситуацию. Эксперты из консалтинговой компании Oliver Wyman рекомендуют подключать к этому процессу самый ценный ресурс компании — сотрудников. Собирая данные вместе, вы сможете быстрее разобраться, на что чаще всего тратятся средства компании, какие это категории, можно ли их сократить или же они являются ключевыми для вашего бизнеса.

 

Для начала составьте список всех расходов компании и разделите их на две категории:

 
  • расходы, без которых невозможно представить работу компании;
  • затраты, которые можно убрать и ничего не произойдёт.​​​​​​​
 

Во время распределения данных, задавайте себе вопросы: что произойдёт, если сократить эту статью расходов, а чего не произойдёт? Как это повлияет на доходы бизнеса и привлечение новых клиентов? Лучше вас ваш бизнес могут знать только ваши сотрудники, поэтому данный этап мы рекомендуем проводить совместно с ними — через личные беседы или мозговые штурмы.

 

После анализа можно приступить к сокращению: постепенно убирайте расходы из второй категории. Важно: действуйте поэтапно и после каждого сокращения отслеживайте и анализируйте работу компании, обращайте внимание, как работают бизнес-процессы и не повлияло ли сокращение в худшую сторону. Если бизнес функционирует так же, как и раньше, вы всё делаете правильно.

 

Не забывайте про закон Парето: 20% усилий приносят 80% результата. Ваша основная задача — найти те 80% расходов, которые создают только 20% прибыли, и отказаться от них. Это может быть автоматизация неприоритетных бизнес-процессов, отказ от ненужных этапов работы или поиск альтернативных способов решать задачи компании.

 

Никогда не жертвуйте качеством

 

Вы нашли наименее приоритетные статьи расходов, но оказалось, что часть из них влияют на качество вашего продукта. Можно ли от них отказываться? Нет.

 

Всё просто: это ваше конкурентное преимущество. Клиенты чаще всего выбирают компании за хороший сервис, удобства и дополнительные преимущества, которые предлагает конкретный бизнес. 

 

Например, у вас тренировки онлайн, и с каждым клиентом работает личный куратор, он поддерживает, подсказывает, как выстроить питание и какие альтернативные упражнения можно сделать, если у вас есть травма. Можно ли отказаться от кураторов? Нет, ведь это особенность вашей компании, и именно за такой поддержкой к вам приходят клиенты.

 

Если у вашего товара, к примеру, дорогая, но удобная упаковка, стоит внимательно изучить факторы выбора клиентов: возможно, они покупают ваш товар именно из-за эргономичной упаковки. А это значит, что сокращать расходы нужно в других областях, так как ваше конкурентное преимущество заключается именно в удобной упаковке.

 

Анализ ресурсов и процессов компании

 

Не всегда нужно сокращать расходы, иногда необходимо посмотреть, какие ресурсы вы используете не полностью. Например, возможно, пора отказаться от аренды офиса, если 80% сотрудников работают удалённо, или предложить всем сдельную оплату труда.

 

Возможно, с наступлением кризиса какие-то процессы в вашей компании стали неактуальны или неэффективны в новых условиях. Эксперты из Oliver Wyman говорят, что в первую очередь необходимо дать поручение руководителям, ответственным за работу отделов, составить список проектов и процессов, которые имеют критическое значение для компании. Такие данные позволяют увидеть лишние элементы: те самые процессы и проекты, которые совсем не влияют на результаты компании ни в лучшую, ни в худшую сторону.

 

Советы сотрудников

 

Начиная сокращать расходы, обязательно обсудите этот вопрос с работниками. Они участвуют в бизнес-процессах и первыми почувствуют все изменения. Именно сотрудники подскажут вам, без каких расходов невозможно создавать качественный продукт и продвигать его.

 
 

Не экономьте на маркетинге

 

Продвижение — одна из важных статей расходов, и часто предприниматели начинают сокращать именно рекламные бюджеты. Правда, без маркетинговых инструментов клиенты не будут узнавать о вашем продукте, и вы не получите прибыль. Как лучше поступить? Оптимизируйте рекламные кампании, ищите новые точки соприкосновения с клиентами и взаимодействуйте с теми, кто уже обращался за товаром или услугой к вам.

 

Сокращение расходов

 

Вы нашли менее приоритетные траты, обсудили вопрос с сотрудниками, но с каких мер лучше всего начать? Оцените все варианты по следующим критериям:

 
  • скорость внедрения изменений;
  • лёгкость реализации;
  • результат от сокращения.​​​​​​​​​​​​​​
 

В первую очередь необходимо сокращать именно те моменты, которые легче и быстрее всего реализовать и которые дадут максимальный результат.

В кризисное время нельзя не сокращать расходы компании, но крайне важно делать это максимально грамотно и аккуратно.