Онлайн-журнал

«Я могу основать абсолютно любую компанию»

Интервью Академии бизнеса

 

Предприниматель Ольга Изранова об эффективном управлении и самых важных для руководителя навыках

 

Ольга Изранова, генеральный директор компании «Моторные технологии», которое занимается разработкой и производством оборудования для СТО по всей России, рассказала нам о том, как открыть своё производство и почему не всем нужно быть руководителями.

 

В 2010 вы работали в банке, занимались кредитованием бизнеса, а потом решили открыть своё производство. 
Многие начинающие предприниматели выбирают уже знакомую сферу. Например, если человек любит кофе, он открывает кофейню. Интересна одежда – открывает шоурум. А вы выбрали совершенно другое направление, почему?

 

Для меня это был логичный шаг. Я понимала, как грамотно вести бизнес, на какие цифры нужно обращать внимание. Организация процесса бизнеса была мне близка и понятна изнутри — благодаря опыту клиентов, с которыми я общалась во время работы в банке. 

Я столько раз проводила финансовый анализ чужих бизнесов и идей, что в какой-то момент я поняла, что могу основать абсолютно любую компанию. Я вижу любой бизнес как систему: знаю, из каких составляющих она складывается, как они должны работать.

Так получилось, что в этот момент мужу моей сестры пришла в голову идея производства моющего оборудования. В чём я точно была уверена, так это в том, что хочу именно своё производство. Правда, для меня было важно, чтобы это был не общепит, так как там можно навредить людям в начале предпринимательского пути.

 

Вам хотелось создавать продукт, который можно потрогать?

 

Да, я хотела получать именно физический продукт, не уходя в сферу торговли или предоставления услуг. Думаю, я не получила бы достаточно удовольствия от покупки или продажи чего-то. 

На этапе разработки идеи я представляла себе производственный бизнес и интересный продукт. Процесс созидания был и остается для меня важным фактором.

 
 

На пути создания собственного производства с нуля предприниматели нередко сталкиваются с трудностями. Долго ли вы искали постоянных партнёров и поставщиков? С какими сложностями столкнулись?

 

Я не ставила перед собой задачи заработать много денег и впоследствии продавать своё оборудование по всему миру, а скорее хотела построить систему, и поэтому меня интересовал сам процесс. Также мне было важно никому не навредить, и это тоже накладывало на меня определёные обязательства. 

Поиск поставщиков — тоже часть процесса, которая была мне интересна. В самом начале пути мы закупали что-то в магазине, позже выходили на дистрибьютора товара, потом уже выходили на оптовика в другом регионе и так далее. На начальном этапе я занималась всем этим сама, и это тоже приносило мне удовольствие, сродни игре. 

Позже, когда мы построили нашу первую машину, у меня появился интерес к совершенствованию этого продукта. Я поняла, какую пользу он приносит людям, что я могу сделать, чтобы эту пользу увеличить, и стала работать в этом направлении. Однако для меня всё началось именно с налаживания процесса производства!

 

Сейчас, когда компания выросла и вы всё чаще делегируете задачи, не стало ли меньше интереса, азарта?

 

Нет, потому что я вовремя смогла выйти из операционной деятельности. Это стало возможным благодаря моей команде: все сотрудники очень мотивированные, дисциплинированные и грамотные, я смело могу им доверять в процессных вещах. Тем не менее, мы всегда на связи и я ставлю перед собой как руководителем задачу поддерживать в сотрудниках нужный уровень мотивации.

 

Свою команду я собираю как пазл

 

Как вы мотивируете сотрудников?

 

Мне кажется, основной навык руководителя — быть чутким к окружающим тебя людям, улавливать изменения в их состоянии и вовремя на них реагировать. Не бывает универсальных солдат. 

Я вижу сильные и слабые стороны человека, замечаю, что ему больше всего нравится и лучше всего получается. Свою команду я собираю как пазл. Если я вижу интересного человека, то нанимаю его и даю такую задачу, которая надоест ему как можно позже. Я не будут требовать с человека исполнения каких-то вещей, которые логичны на его должности, но у него нет к ним интереса. Стараюсь распределять обязанности таким образом, чтобы человек, получая результаты своей работы, мотивировался результатом. 

Именно поэтому у меня в компании нет стандартных должностей и оргсхемы в общепринятом понимании. Нередко в зоне ответственности моего сотрудника появляются совершенно разные вещи, и не потому что мне так захотелось, а потому что я понимаю — это у него хорошо получится и ему будет комфортно, а если у сотрудника что-то хорошо получается и при этом чувствует себя на своём месте — это хорошо и для меня. 

Ещё считаю важным периодически встречаться с командой и говорить им, что они самые лучшие.

 

Вы несколько раз сказали, что вам было важно производить продукт, который не навредит людям. Почему именно такая мотивация, а не прибыль?

 

Конечно, я понимала, что нужно содержать семью, оплачивать счета, и для этого нужно зарабатывать деньги. Тем не менее, делать бизнес просто ради денег я бы не смогла. 

Если я не получаю удовольствия от процесса, то деньги вообще перестают играть важную роль, поэтому заработок никогда не был для меня на первом месте — мне в первую очередь было важно не противоречить своим убеждениям.

Когда я начинала производство оборудования, я не до конца понимала весь процесс, но безопасность всегда имела для меня огромное значение. Когда работаешь с оборудованием, с помощью физических законов довольно легко определить, не будет ли оно вредить людям. 

Если бы я занялась каким-то другим бизнесом, например, связанным с едой или одеждой, я бы не была уверена, что без опыта смогу понять, насколько это безопасно, не может ли мой продукт случайно навредить людям.

В процессе создания наших моющих машин выяснилось, что они ещё и экологичные. Раньше оборудование мыли бензином и сливали его потом вместе с мазутом прямо в землю, то есть экологичность нашего продукта была и остаётся дополнительной мотивацией.

 

Если продолжить вашу метафору бизнеса как игры: у каждой игры есть логичный финал. Есть ли подобная точка в бизнесе для вас?

 

В процессе, который мне интереснее всего, я безусловно ставлю себе какие-то цели, но достигая их понимаю, что на горизонте появляются новые, которые раньше казались недоступными — и так, наверное, можно продолжать бесконечно.

На пути к новым целям приходит понимание, что нужно выстроить новый процесс или усовершенствовать старые, то есть конечной точки нет.

 

В одном из интервью до пандемии вы говорили, что основные каналы привлечения клиентов — это сайт и выставки. Изменилось ли что-то?

 

Здесь всё по-прежнему. Мы постоянно развиваем наш сайт, работаем над контентом, чтобы клиент мог получить всю необходимую информацию в любой удобный момент. 

Важно отметить, что мы всё-таки производим достаточно уникальное оборудование и конкурентов у нас нет. Даже если кто-то решит сейчас заняться этим, то у нас есть достаточно серьезная фора в 10 лет, наработаны серьёзные компетенции. 

 

Автоматизировать беспорядок нет смысла

 

Автоматизируете ли вы процессы производства?

 

Я вообще сторонник того, что всё должно быть автоматизировано. Когда я только начала своё дело, создала огромное количество взаимосвязанных между собой таблиц и отчётов — они до сих пор лежат на общем диске и мы ими пользуемся. 

Однако я считаю, что автоматизировать какой-то беспорядок в процессах нет смысла. Автоматизации поддаётся только налаженный процесс, без этого никак.

 

Сталкиваетесь ли вы с проблемами в вопросах цифровизации бизнеса?

 

Мы столкнулись с тем, что для нашего формата производства существует очень мало готовых решений. Мы не совсем маленькая компания, но и не крупный холдинг, и цифровых решений для такого типа бизнесов на удивление мало.

 

С какими ещё сложностями вы сталкиваетесь как руководитель предприятия?

 

Сложно найти опытного специалиста производства, который понимал бы, как функционирует завод моего формата. Что касается офисных процессов найма и управления, то с ними всё намного проще. Чаще всего у специалистов в офисе более чётко очерчены зоны ответственности, а значит, и функционал. На нашем производстве всё немного иначе. 

Мы столкнулись с тем, что люди с крупных заводов, которые, казалось бы, отличные специалисты, оказывались таковыми исключительно на своей маленькой территории и, к сожалению, не могли экстраполировать свои навыки на смежные сферы.

 

Как вы решали эту проблему?

 

Сначала мы долго искали новых людей. Я верила, что ещё немного — и придёт нужный человек. А позже я поняла, что мне нужно просто обучить специалиста тому, что ему пригодится для работы у нас. Теперь мы растим своих профессионалов — я убеждена, что никто другой, кроме меня и моих сотрудников, не может решить, как нам будет лучше и с кем нам комфортнее сотрудничать. И пока это действительно работает!

 
Мы ищем не того, кто виноват, а что делать
 

Вы — строгий начальник? Позволяете сотрудникам ошибаться?

 

Обычно ошибка имеет две причины. Например, человек пробует и совершает ошибку — такое я даже приветствую, ведь если люди совершили ошибку по этой причине, значит, они погрузились в процесс, заинтересовались им и хотели усовершенствовать. Если я буду наказывать за такие ошибки, то прогресс остановится.

А бывают ошибки, которые человек совершает по своей невнимательности или безответственности. Наказывать за такую ошибку — это постфактумное управление, а нужно придумать какие-то инструменты защиты от дурака. Если человек смог совершить эту ошибку, то нужно быть немного умнее его. Или научить его руководителя быть умнее его!

У нас были ситуации, когда человек наносил ущерб компании в размере своей годовой зарплаты, но ни копейки не удерживалось. Ведь мы ищем не того, кто виноват, а что делать и как сделать так, чтобы такой ошибки больше не было.

 

Доводилось ли вам обращаться к услугам банков? Что вам было важно при выборе банка для бизнеса?

 

Я начала бизнес с кредита, и потом тоже обращалась к услугам банков. 

Моё первое здание было куплено на кредит банка «Открытие» под залог приобретаемой недвижимости. Тогда для меня это было что-то на уровне фантастики, потому что очень долго я арендовала помещение и вот мне наконец одобрили кредит, да ещё и под залог приобретаемого!

Для меня было и остаётся важным взаимодействие банка и клиента. Важны детали, обратная связь от банка и сотрудников. Оформляя кредит в банке «Открытие» я, как в прошлом работник банковской сферы, видела работу менеджера, её искреннее участие, желание помочь и, в то же время, умение остаться в рамках регламентов, это меня поразило. В последний момент перед тем, как мы подписали необходимые бумаги, мне позвонили из другого банка и предложили сделку, однако я отказалась, несмотря на более выгодную на тот момент ставку — отношение банка и человека были для меня намного важнее.

 
 

Как думаете, можно ли научиться быть эффективным менеджером и управлять бизнесом?

 

Зачем? Если для того, чтобы открыть успешный бизнес и заработать денег, то шансы очень малы. А вот если развивать управленческий талант для того, чтобы получать удовольствие от результата, то да. Я считаю, что нужно развивать себя в той области, которая близка тебе и подходит твоей психике. Важно понимать, как и почему работает ваш мозг, чтобы не навредить себе и другим, а наоборот, принести пользу, эффективно распорядиться ресурсами, которые вам дала природа. 

А заработать деньги можно на всём, я уверена! Особенно если вы занимаетесь тем, что вам нравится.