Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Электронная цифровая подпись

О каких изменениях важно знать предпринимателю

 

С середины прошлого года постепенно меняются правила работы с сертификатами электронных подписей. В этом материале мы собрали основные изменения, на которые предпринимателю стоит обратить внимание.

 

Как изменилось получение ЭП в 2022 году

 

Если в прошлом году и руководитель, и сотрудник компании получали электронную подпись по одинаковой схеме, то сейчас всё зависит от того, кому нужно оформить ЭП. Руководители, ИП и частные нотариусы должны обращаться в отделение налоговой инспекции или в офис доверенного лица налоговой.

 

Сотрудники, как и раньше, могут получить ЭП в аккредитованных удостоверяющих центрах. Полный список таких организаций можно найти на сайте налоговой.

 
 

Если у вас есть электронная подпись, которую вы получили в специальном центре, то вы можете использовать её в 2022 году, но до декабря необходимо оформить новую ЭП в налоговой инспекции.

 

Как получить ЭП руководителю

 

Если вы обращаетесь в налоговую, то вам необходимо:

 
  1. Подать заявление на выдачу сертификата. Можно заполнить бумажную форму прямо в налоговой или заполнить документы заранее через сайт налоговой.
  2. Найти носитель, на который ФНС запишет электронную подпись. Для этого вам необходимо приобрести токен (по виду напоминает флешку), сертифицированный ФСБ или ФСТЭК.
  3. Посетить инспекцию, чтобы подтвердить свою личность. С собой руководителю необходимо взять паспорт, СНИЛС, флешку-токен и сертификат соответствия на токен.
  4. Приобрести КриптоПро CSP, установить ЭП на компьютер. Это программа защиты электронной подписи — вам необходимо купить лицензию, чтобы криптозащита работала.
 
 

Как получить ЭП сотруднику

 

Работники, обслуживающая бухгалтерия, другие уполномоченные лица — все, кто подписывает документы компании, могут работать с прежними подписями и получать их по старым правилам до 31 декабря 2022 года. Действовать такие подписи будут до конца года.

 

С 1 марта 2022 года вы можете перевести сотрудников на электронную подпись нового типа. Это будет ЭП физического лица, в ней не указываются данные организации. Чтобы получить такую подпись, необходимо:

 
  1. Обратиться лично в удостоверяющий центр (УЦ), прошедший переаккредитацию.
  2. Предъявить паспорт и СНИЛС.
 

В ЭП физического лица будут указаны только его данные. Если вы хотите, чтобы сотрудник подписывал документы от имени компании, нужна будет электронная доверенность.

 

Электронная доверенность — новый инструмент для документооборота, который разрабатывают для широкого применения. Как она будет работать, можно понять на примере сдачи отчётности в ФНС: сначала руководителю нужно подписать доверенность на работника в налоговой, а когда её примут, сотрудник сможет сдавать отчётность от лица компании.