Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Проект AnnNIGM

Фитнес-трекер для контроля динамики глюкозы

 

В конце января на платформе успешно завершился сбор предзаказов уникального гаджета от российской команды молодых учёных. Неинвазивный глюкометр и фитнес-трекер для контроля динамики глюкозы AnnNIGM собрал на краудфандинговой площадке Boomstarter 833 540 рублей. 

 

Основатель проекта AnnNIGM Владимир Козлов поделился с нами в интервью, как развивался проект, что помогло провести успешный краудфандинг и какие неожиданности могут возникнуть, если вы создаете технологический продукт. 

 

Как родилась идея неинвазивного глюкометра

 

Я закончил программу двойных дипломов МФТИ и Первого меда, у меня есть диплом физтеха и диплом врача общей практики, и с 2016-ого года занимаюсь разработкой медицинских устройств и софта. 

 

В 2018-м, когда накопился достаточно неплохой физический и медицинский бэкграунд, решил сделать систему мониторинга глюкозы для моей младшей сестры. У неё сахарный диабет первого типа с детства, с 1 года, сейчас ей 20 лет.

 
 

Сестра активно участвует в работе над глюкометром с самого начала. Как я уже говорил выше, она терпеливо помогала нам собирать данные с использованием первого прототипа, который был крайне неудобным, если не сказать болезненным. С тех пор все новые версии (изменения корпуса, застежек, способа надевания и так далее) она тестирует самой первой, а также ей до сих пор приходится много раз прокалывать пальцы, чтобы постоянно собирать датасеты для проработки алгоритмов.

 

В прошлом году она тоже поступила в МФТИ, сейчас она очень загружена учёбой на первом курсе, но мы надеемся, что в дальнейшем сможет полноценно подключиться к нашей команде разработчиков. Кстати, почти вся команда проекта — выпускники Физтеха.

 
Команда проекта
 
 

О начале работы и первом прототипе

 

На тот момент мы с командой ещё не знали, получится ли что-то дельное. И не планировали делать эту историю коммерческой. Сначала подготовили большой прототип. Он напоминал кассетный плеер — вся электроника помещалась в большой бокс, а клипсы присоединялись к корпусу на проводах. Первые клипсы на мочки были похожи на прищепки. В таком виде мы тестировали систему в первые 3 — 5 месяцев. Первые результаты собирали с Аниной помощью, сверяли данные с результатами обычного глюкометра и смотрели корреляцию между данными. Когда подтвердилось, что в целом всё работает как задумывалось, мы решили создавать миниатюрную версию, которую Ане было бы удобно носить долго. 

 
 

Довольно быстро нам удалось найти первые деньги от бизнес-ангела, в дальнейшем он вошёл в проект как первый инвестор. Эти деньги мы полностью потратили на разработку миниатюрной электроники, эксперименты с корпусами и креплениями, первые партии. С тех пор началась самая долгая и сложная на данный момент часть — сделать так, чтобы это миниатюрное устройство работало без перебоев и его было удобно носить, а также подготовиться к запуску в производство. На это ушло 2,5 года. Параллельно мы начали искать нашей системе варианты коммерческого применения.

 

О производстве

 

Самая дорогая часть — это электроника. С ней и больше всего проблем. Это довольно миниатюрная система, но при этом достаточно сложная, с большим количеством элементов (по плотности примерно как в смартфоне). При этом сама плата многослойная, с гибким шлейфом между половинками. Каждый из этих моментов усложняет производство. Мы производили уже 3 небольших партии (от 20 до 50 устройств) — и каждый раз обжигались.

 

В первой партии закупили компоненты в непроверенном месте, в итоге столкнулись с 80% брака. Мучались почти год, чтобы разобраться во всех проблемах и устранить неполадки. Зато этими бессонными ночами мы выяснили очень много нюансов, которые потом использовали в производстве и в обработке сигнала.

 

Вторую партию нам испортили на производстве: напаяли компоненты при неправильной температуре, в итоге сожгли абсолютно все процессоры и ряд других компонентов. А мы долго разбирались, в чём проблема, так как внешне они выглядели абсолютно нормально и даже работали по 2 — 3 минуты, но потом выключались.

 

Однако благодаря всему этому мы разобрались в огромном количестве нюансов, и, как нам кажется, сейчас знаем, как решить большую часть проблем.

 
 

О перспективах на рынке

 

Анализируя ситуацию на рынке и конкурентов, мы обнаружили интересную вещь. Как ни парадоксально, но во всем мире мониторинг глюкозы всё больше интересует людей не в связи с диабетом, а для рекомендаций по питанию, спорта, wellness, превентивной медицины.

 

Эти рынки огромны, в ту или иную целевую группу можно отнести почти половину населения планеты. А главное — они развиваются, интерес рынка к технологиям мониторинга глюкозы для этих применений имеет тенденцию расти. Например, в программе «Apple Здоровье» мониторинг глюкозы уже стоит на первом месте. Поэтому мы сейчас смотрим на эти сегменты. Потенциал масштабирования можно назвать очень высоким с учётом того, что наша система снимает многие барьеры. Она неинвазивная, и для пользователя это как обычный фитнес-трекер.

 
 

О нас написали в нескольких зарубежных обзорах самых перспективных систем мониторинга глюкозы в мире. Сейчас мы взаимодействуем и с частными компаниями, и с исследовательскими центрами. В основном это различные тестирования системы, а также попытки пилотировать устройство «в боевых условиях» различных больших компаний (питание, wellness, превентивная медицина).

 

Известные личности нас тоже поддерживают, причем некоторые уже несколько лет. О большинстве наших «открытых» активностей и взаимодействий публикуем информацию на странице в инстарам, остальное пока под договором о неразглашении.

 
Основатели проекта Владимир Козлов и Алексей Агафонов
 

О принципе работы

 

Принцип действия в целом — привычная спектроскопия, по такому же физическому принципу работает большинство фитнес-трекеров. Основной своей заслугой мы считаем то, что мы научились применять этот метод для измерения динамики глюкозы, а также, что мы научились получать достаточно точный и непрерывный сигнал в бытовых условиях — когда человек живёт обычной жизнью, скажем так.

 
Так работает клипса-трекер AnnNIGM
 

Если упростить описание метода, то мы «просвечиваем» область исследования (в данном случае — участок мочки уха) насквозь и на основании этого анализируем количество глюкозы в области исследования. В качестве аналогии можете представить прозрачный стакан с чаем. Если мы будем просвечивать его фонариком, то чем менее крепко заварен чай, тем больше будем видеть проходящего света, и наоборот. Примерно так же работает и наша система.

 

Конечно, не всё так просто, есть много нюансов: начиная с алгоритмов обработки сигнала внутри самого устройства и заканчивая алгоритмами, которые обрабатывают сигнал после его получения сервером. Вся технология по сути в том, как сделать непрерывный сигнал достаточно «чистым» для использования — на это работают и железо, и софт. Это то, над чем мы трудились несколько лет.

 

Есть ещё много моментов, которые необходимо доработать, чтобы система работала лучше, но если ждать этого момента, то пройдёт еще несколько лет, прежде чем люди смогут подержать в руках систему, поэтому мы решили отложить ряд доработок для второй версии, которой сейчас уже занимаемся. Она должна быть заметно меньше и удобнее, а также иметь меньше ограничений для использования.

 
 

О продвижении

 

Сделать проект коммерческим мы решили где-то в конце 2018. За это время про нас не раз писали и снимали сюжеты на телевидении и различных ресурсах, с тех пор у нас есть сайт с формой заявки. Благодаря этому накопилось достаточно неплохое количество заявок в CRM (правда некоторые из них были уже совсем холодными, трёхлетней давности). Плюс я стараюсь периодически вести инстаграм, когда позволяет время — там тоже есть аудитория. Мы решили использовать для старта эти два ресурса.

 

Для запуска краудфандинга сделали отдельный лендинг, где подробно описали историю проекта. Её мы дополнили большим количеством фотографий, которые накопились за годы работы, рассказали: как работает система, что писали о нас в СМИ, на что мы планируем потратить собранные средства, как нам поможет краудфандинг, и так далее. В общем, постарались ответить на все вопросы и снять все возражения, которые смогли заранее предусмотреть.

 

Помимо этого мы разместили на сайте формы для возможности задать интересующий вопрос и анонсировали два прямых эфира, где я отвечал на все заданные вопросы. Ну и конечно же, мы оставили на лендинге форму заявки на напоминание о краудфандинге, чтобы собирать самых «теплых» людей.

 

Спустя 1 — 2 недели у нас собралось около 500 заявок на напоминание о краудфандинге, а также около 150 вопросов, половина из которых были уникальными.

 

По этой базе мы сделали несколько рассылок со ссылкой на лендинг и анонсом крауд-кампании, а также с напоминанием о прямых эфирах и возможности задать вопрос на сайте.

 

После запуска краудфандинга мы делали только рассылки по этой и стартовой базам заявок, а также посты в моем инстаграме. Эти рассылки и посты дали, по моим оценкам, около 70-80% спонсоров. И еще опубликовали информацию о краудфандинге в нескольких дружественных телеграм-каналах (но там была небольшая аудитория).

 

Из средств самой площадки пользовались рассылкой по базе Boomstarter, и о нас опубликовали посты на ресурсах Boomstarter.