Сегодня поговорим с Кириллом Кошенковым, который точно знает, что рисковать стоит на больших рынках и какие ошибки ведут к успеху.
Я один из немногих, кто, можно сказать, работает по специальности — учился на направлении «Связи с общественностью». Тем не менее высшего образования у меня нет — выгнали в конце четвертого курса, и я решил не восстанавливаться.
На 1-2 курсе, проработав два месяца в местном глянцевом журнале, я понял, что не готов уживаться с чужим мнением, и решил открыть собственное дело. В итоге их у меня было много:
- Был магазин одежды.
- Была типография.
- Была пиццерия.
- Было и есть ивент-агентство.
- Было и есть кофейное производство.
- Была компания по производству и торговле сувенирами.
- Была компания по грузоперевозкам.
- Была компания по поставке спортивной утвари в школы.
- Были инвестиции в телеграм-каналы.
- Был концертный бизнес.
- Было футбольное поле.
Мне нравилось делать то, что ещё никто не делал. Тем не менее многие наши проекты оборачивались неудачами: где-то мы теряли деньги, где-то теряли время, но везде приобретали опыт.
Часто мы с друзьями-предпринимателями собирались в бане и делились опытом, рассказывали о своих неудачах. Именно на это время пришёлся расцвет телеграм-каналов, и я решил создать свой — про факапы предпринимателей. Собирал истории сначала у друзей, потом, когда истории друзей закончились — у случайных людей. Со временем я решил положить все эти истории в основу своей книги — пускай люди учатся на чужих ошибках, а не на своих, — и над этой книгой я сейчас работаю.
Мой старый друг, с которым у нас сейчас кофейное производство, обожает играть в футбол. И вот однажды в Хабаровске мы арендовали кусочек ангара, в котором правительство проводило мероприятия для молодёжи, сделали специальное покрытие, огородили сеткой, поставили футбольные ворота и пытались сдавать его в аренду. Всё закончилось провалом из-за подрядчика, который сделал нам некачественное покрытие.
У вас было и есть несколько компаний, которые вы основали вместе с другом. А как же негласное правило «не связывай дружбу и деньги»?
Я тоже сторонник этого правила. У меня есть лучший друг, Слава. Однажды мы, уже имея совместный бизнес, сильно поссорились и не общались целый год. Потом мы повзрослели, помирились, но с тех пор я принял решение не иметь никаких дел с друзьями. Например, с одним их моих нынешних партнёров мы сначала просто познакомились и открыли совместное дело, и только потом постепенно стали дружить.
Есть хорошая фраза: «нанимают не навыки, а характер». Большинство моих проблем с сотрудниками было не из-за того, что человек плохо работает, а из-за несовпадения по характеру и ценностям с компанией и со мной, как руководителем. Сейчас мы с партнёрами в первую очередь смотрим, подходим ли мы друг другу с точки зрения базовых ценностей и характеров, а во вторую — где мы можем быть друг другу полезны.
Буквально вчера появилась компания «Сиеста» — мы привлекли инвестиции на создание бизнеса по продаже кофейных магазинов по франшизе.
Ещё мы занимаемся веб-разработкой и созданием ботов, небольших айти-стартапов. Пока не решили, останется ли эта компания частью ISKRA или будет самостоятельным организмом.
Знаете, что сложнее, чем медитировать, пробежать марафон, бросить пить и курить? Доверять людям. Именно это позволяет не терять фокус. Я начал доверять людям и смог постепенно выключиться из операционных рутинных процессов.
Со временем я стал заниматься только стратегиями, развитием и реже — продажами. Только когда я сфокусировался на том, что у меня лучше всего получается, я перестал тратить свои ресурсы. Сейчас передо мной стоит фактически одна задача, которая равномерно распределена между разными компаниями.
Факапами я называю потерю денег, клиента, бизнеса, команды, репутации. Это полный провал, который случился из-за неверного управленческого решения. Факапами обычно измеряют деньги, но это самое скучное, что может быть. Гораздо веселее, когда теряют время, команду, репутацию, ценного клиента.
С точки зрения предпринимателя, успех — это когда компания приносит плановую прибыль, но с опытом я понял, что успех — это ещё и когда компания развивается без тебя.
Это то, о чём мы ранее говорили — когда можно не включаться в операционную деятельность и заниматься верхнеуровневым управлением?
Именно. У одной из моих компаний — ивент-агентства ISKRA — основной офис находится в Хабаровске. В прошлом году я переехал в Москву и был уверен, что рано или поздно возникнут проблемы, потому что многое было завязано на мне и моей телефонной книжке. К моему удивлению, за год компания не только не закрылась, но и продолжила развиваться, получать международные премии и выигрывать тендеры. Для меня это знак, что компания превратилась в систему, которая может обходиться без меня. Именно это я и называю успехом.
Моя самая большая финансовая потеря — шоу с ростовыми куклами Смешариков. 9 января 2016 года я проснулся, осознав, что должен кучу денег — 8 миллионов, и до сих пор не понимаю, почему так получилось. Мы тогда купили лицензию, успели сделать несколько шоу, все риски были просчитаны: в худшем случае я должен был просто улететь в отпуск в тёплую страну, а в лучшем — уехать на новой машине в новую квартиру, но потерял 8 миллионов.
Отношение к компаниям не как к своему детищу. Я не бариста, который живёт своим делом и открывает свою кофейню, и не девушка, которой нравится дизайнерская одежда и она открывает свой шоурум.
Для меня своё дело — это инструмент для достижения цели, как правило — денежной. Все компании, которые у меня были — это череда инструментов, которые я использовал в поисках того самого, который мне подойдёт.
Если бы вы могли дать себе совет в начале предпринимательского пути, то что бы вы сказали? И стали бы вы вообще давать этот совет?
Раньше я читал много книг для предпринимателей, в которых было написано, что нельзя пить и курить, что нужно медитировать, ложиться рано, не есть мясо и сахар, не смотреть телевизор. На пятой или десятой книге, которая советовала мне одно и то же, я начал что-то подозревать и решил, что это какая-то ерунда, а с возрастом понял, что все они были правы.
В прошлом году я начал работать над мышлением, стал общаться с людьми, у которых я могу чему-то научиться, за которыми могу тянуться. Это стало для меня по-настоящему прорывным инструментом для последних успехов в компаниях.
Часто говорят, что у предпринимателей особый тип мышления и склад характера. Как считаете, каждый может открыть успешное дело?
Открыть — да, это легко. Но не каждый может сделать так, чтобы компания не закрылась в ближайший год.
Мои родители — довольно консервативные люди, им важна стабильность, отпуск и тринадцатая зарплата, поэтому воспитывали меня совершенно точно не предпринимателем.
Мне было неинтересно работать в офисе, поэтому я искал другие способы заработать, пробовал, и это помогло мне приобрести те навыки, которыми я сейчас пользуюсь. Наверное, есть какой-то тип мышления, когда ты видишь некоторую потребительскую боль и понимаешь, как её можно закрыть и заодно заработать. Однако, мне кажется, что это навык, который можно приобрести путём проб и ошибок.
Мне помогает психолог. Я — обычный русский мужик, который до последнего не будет обращаться к врачу, но однажды решил попробовать сходить к психологу и сейчас искренне всем советую.
Очень сильно помогает окружить себя не только правильными книгами, блогами, подкастами, но и наставниками. Предприниматели — очень одинокие люди, если дело касается общения на профессиональные темы. Безусловно, есть семья и друзья, но семья вряд ли даст тебе совет, где найти нужного специалиста, а друзья могут не быть предпринимателями.
После приезда в Москву я вступил в пять бизнес-клубов и получаю огромное удовольствие и пользу. Люди там с абсолютно разным бэкграундом, но нам всегда есть о чём поговорить.