Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как сделать бизнес финансово устойчивым в новом году

Инструкция Академии бизнеса

Дополнительные материалы
Экспресс-тест на фин. устойчивость
Дополнительные материалы
Экспресс-тест на фин. устойчивость
 

Финансово устойчивая компания может легко подстраиваться под любые изменения на рынке и расти даже в сложных ситуациях. Не спорим, это задача со звёздочкой, но в этом материале мы поделимся пятью шагами, которые помогут вам сделать бизнес финансово стабильным.

 

Четыре уровня финансовой устойчивости

 

Финансовая устойчивость — это целый спектр, в котором находятся:

 
  • абсолютная устойчивость — так можно сказать про компании, которые могут закрыть любые вопросы бизнеса за свой счёт;
  • нормальная устойчивость — в такой компании есть свои и заёмные средства, но сумма ликвидных активов превышает займы и кредиты;
  • докризисное состояние — так мы характеризуем компанию, у которой начались финансовые проблемы, но их можно решить с помощью активов компании, например, продать запасы;
  • кризисное состояние — компании не хватит денег, чтобы покрыть расходы и долги, даже если она продаст всё. В этом случае бизнес движется к банкротству.
 
 

Если вы хотите дойти до уровня абсолютной финансовой устойчивости, вам нужно выполнять пять действий:

 
  1. Планировать расходы и доходы компании в перспективе;
  2. Следить, чтобы доходы были выше расходов;
  3. Растить прибыль;
  4. Проверять, чтобы своих денег было больше, чем кредитных;
  5. Копить подушку безопасности.
 

Это и есть инструкция, как сделать бизнес финансово устойчивым. Рассмотрим эти шаги подробнее.

 

Планировать денежные потоки

 

Здесь всё достаточно просто: если ваших средств хватает, чтобы вовремя платить за аренду, товары, выдавать зарплаты, рассчитываться с налоговой, то компания развивается нормально. Но если вы попадаете в кассовые разрывы, то никакой устойчивости тут нет.

 

Следить за денежным потоком помогают платёжный календарь и бюджет движения денежных средств. Первый из этих документов показывает, сколько денег и когда компания получит и потратит.

 

Платёжный календарь поможет отследить, в какой момент появится риск возникновения кассового разрыва и как лучше обезопасить себя в этом случае. Например, вы можете перенести крупный платёж или попросить клиента заплатить пораньше в обмен на скидку.

 
 

А в бюджете движения денежных средств вы составляете план всех поступлений и платежей на год вперёд. Этот документ помогает поставить цели и контролировать расходы. Например, если вы указали в бюджете, что на рекламу планируете потратить только 100 тысяч, не получится израсходовать полмиллиона и попасть в кассовый разрыв.

 
 

Следить, чтобы доходы превышали расходы

 

В этом пункте надо придерживаться простого правила: денег должно приходить больше, чем уходит. Если вы видите, что возникает сложность в этом вопросе, нужно искать способы сократить расходы, может, от каких-то косвенных трат стоит отказаться совсем.

 

Растить прибыль

 

Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. Чтобы доходы компании превышали расходы, необходимо увеличивать прибыль вашего бизнеса. Но помните, что растущая выручка не всегда равна растущей прибыли.

 

Например, вы стали продавать больше своих услуг, но пропорционально выросли расходы на закупку, зарплаты, рекламу. Чтобы понять, где именно проблема, нужно проанализировать четыре рентабельности: по марже, по валовой, операционной и чистой прибыли.

 

Анализ разных рентабельностей в динамике поможет найти проблему. 

 
 

Когда вы разберётесь с рентабельностью, чистая прибыль начнёт расти от месяца к месяцу.

 

Своих денег больше, чем кредитных

 

Использовать кредитные деньги для работы компании — нормально, но доля заёмных средств не должна превышать долю своих средств. Ведь если кредиторы потребуют вернуть все долги, ваш бизнес может обанкротиться.

 

Чтобы контролировать свои и заёмные средства, необходимо следить за тремя коэффициентами: финансовой устойчивости, независимости, соотношения своих и заёмных средств.

 
 

Коэффициент финансовой устойчивости. Он показывает, какая часть оборотных активов компании финансируется из наиболее устойчивых источников: собственного капитала или долгосрочных займов.

 

Рассчитывается по формуле:

 

(Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) / Сумма активов

 

Нормой для такого коэффициента считаются значения 0,8-0,9. Если полученное число меньше 0,8, значит, ваш бизнес зависит от неустойчивых источников: кредитов от поставщиков или краткосрочных займов.

 

Коэффициент автономии или финансовой независимости. Он показывает, какую долю составляют ваши собственные средства среди всех источников финансирования.

 

Рассчитывается по формуле:

 

Собственный капитал / Сумма активов

 

Нормой для такого коэффициента считаются значения 0,6-0,7. Если полученное число ниже 0,5, стоит задуматься об устойчивости вашей компании. Ведь это говорит о том, что больше половины активов куплены на чужие деньги. 

 

Первые два коэффициента нельзя оценивать по отдельности. Если коэффициент устойчивости в норме, а значение автономии проседает, значит, ваш бизнес сильно закредитован. Пришло время снижать долю кредитов и увеличивать собственный капитал.

 
 

Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств. Он показывает, во сколько раз долги компании больше, чем её капитал.

 

Рассчитывается по формуле:

 

Собственный капитал / Сумма активов

 

Нормой для такого коэффициента считаются значения 0,6-0,7. Если полученное число ниже 0,5, стоит задуматься об устойчивости вашей компании. Ведь это говорит о том, что больше половины активов куплены на чужие деньги. 

 

Первые два коэффициента нельзя оценивать по отдельности. Если коэффициент устойчивости в норме, а значение автономии проседает, значит, ваш бизнес сильно закредитован. Пришло время снижать долю кредитов и увеличивать собственный капитал.

 

Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств. Он показывает, во сколько раз долги компании больше, чем её капитал.

 

Рассчитывается по формуле:

 

Долгосрочные + Краткосрочные обязательства / Собственный капитал

 

Нормой для этого коэффициента считается значение 0,5-0,7.

 

Создавать подушку безопасности

 

Когда вы научились анализировать и планировать финансы, пришло время задуматься о защите от форс-мажоров. Подушкой безопасности в этом случае будут считаться фонды, в которые компания откладывает часть чистой прибыли.

 

Вы можете создать фонд на развитие, на выплату дивидендов, на премии сотрудников и так далее. Главное — у вас не получится взять деньги из фонда и потратить их не на ту цель, которую предусмотрели с самого начала.

 

Повторяйте эти пять шагов, чтобы добиться финансовой стабильности в новом году.

Дополнительные материалы
Экспресс-тест на фин. устойчивость