Онлайн-журнал

Что такое MVP

Первый шаг к созданию бестселлера
Как не получить отказ от банков?
Вовремя проверить кредитную историю
Как не получить отказ от банков?
Вовремя проверить кредитную историю
 

Что общего у Uber, Airbnb, Yahoo и Spotify? Не только обороты, которые исчисляются миллиардами долларов — все эти сервисы начинались с тестовой версии, которая позволила создателям понять проблемы клиентов, а заодно разобраться, как их решить. Такая тестовая версия сервиса, продукта или услуги называется MVP (Minimal Viable Product).

 

MVP: что, зачем и для кого

 

MVP (Minimal Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт, обладающий достаточным набором функций для удовлетворения базовых запросов потребителя. По сути, MVP — это тестовый вариант конечного продукта, который вы планируете выпустить на рынок. Такие пробные версии создаются и запускаются, чтобы убедиться в том, что спрос на конкретный продукт действительно есть, получить обратную связь от потребителей и, если необходимо, изменить позиционирование и разработать другие гипотезы.

 
 

Так, в 2008 году двое любителей путешествий заметили, что снимать квартиру на короткий срок в чужой стране не так просто, попробовали ради эксперимента сдавать свою квартиру и спустя некоторое время запустили сервис Airbnb. 

 

Нужен ли вам MVP, если в планы пока не входит покорять мировой рынок? Скорее всего, да. Допустим, вы решили открыть в вашем районе кафе, которое будет работать лишь во время завтрака, а в меню будет только овсяная каша с разными видами варенья. Не спешите снимать самое привлекательное помещение, закупать продукты и выбирать красивые тарелки: в качестве MVP подойдёт тестовый запуск доставки овсяной каши на дом. Так вы выясните, что, например, потребители предпочитают черничное и малиновое варенье, а на цитрусовое тратиться нет смысла, или что люди любят овсяные хлопья, но не в виде каши, а в виде печенья — и не только во время завтрака, а круглые сутки. 

 

Виды MVP

 

MVP Флинстоуна 

 

Подходит для тестирования продуктов со сложными автоматизированными процессами. В таком MVP пользователь думает, что все операции автоматизированы, но на самом деле они выполняются вручную. Например, в вашем сервисе по доставке овсяной каши к завтраку пользователь будет выбирать к ней одно из 100 видов варенья, будучи уверенным, что все они уже есть у вас. На самом деле, чтобы не закупать сразу 100 разных банок варенья, вы или ваши сотрудники будете каждый раз вручную покупать варенье нужного вкуса.

 

В качестве примера MVP Флинстоуна часто приводят обувной интернет-магазин Zappos. Его сооснователь в начале пути размещал на своём сайте фотографии обуви, сделанные в других магазинах, и когда клиент заказывал товар, то он просто шёл в нужный магазин и отправлял обувь заказчику.

 
 

Консьерж MVP

 

Этот подход к созданию MVP будет актуален для онлайн-сервисов, цель которых — автоматически решать проблемы потенциальных клиентов. Разумеется, на этапе MVP услуги будут оказываться вручную.  

 

Например, вы хотите запустить сервис по онлайн-бронированию авиабилетов — в разы более удобный, чем все существующие. Вам на помощь придёт метод консьерж MVP, который подразумевает, что первое время вы будете подбирать вашим клиентам билеты вручную. В процессе вы поймёте, какие функции непременно должен включать в себя ваш сервис, а от каких можно отказаться без особых потерь. 

 
 

Разрозненный MVP

 

Этот метод докажет вам, что уникальное решение одной из клиентских проблем не гарантирует успех, напротив — решение нередко уже существует, и ваша цель — правильно применить его, объединив с другими доступными инструментами. 

 

Например, необязательно сразу вкладывать средства в разработку мобильного приложения — можно воспользоваться одним из бесплатных конструкторов сайтов, чтобы протестировать гипотезы.

 

Продукт с одним параметром

 

Допустим, ваша цель — не кафе с овсянкой, а заведение с завтраками, обедами и ужинами, детской игровой комнатой, караоке и танцплощадкой. В таком случае вашим MVP будет заведение только с одним из перечисленных параметров, чтобы на его основе протестировать вашу готовность к масштабированию, гипотезы насчёт востребованности такого заведения именно в этом районе и рентабельности модели общепита.

 
 

А как правильно?

 

Вы приготовились сделать первый шаг к покорению мировых, федеральных или местных рынков и решили начать запуск нового продукта или сервиса с MVP. Что поможет сэкономить время и деньги?

 

Как и во многих других процессах, в создании MVP важно двигаться небольшими итерациями, чтобы не упустить важные детали и одновременно не тратить силы попусту — важно сберечь не только деньги, но и энергию каждого члена команды. Эту задачу поможет решить установочное совещание команды проекта. Важно обсудить следующие вопросы:

 
  1. Как потратить минимум ресурсов? Обсудите с коллегами, как вложить минимум денег и извлечь при этом максимум пользы из MVP.
  2. Как взаимодействовать с пользователями? Помните, что одна из целей MVP — сбор обратной связи от клиентов. Постарайтесь сделать этот процесс максимально коротким.
  3. Как продать продукт? Первые продажи — не просто источник дохода для преобразования MVP в полноценный продукт, но и показатель интереса клиентов. Заранее продумайте, на какой из площадок разместить сервис или продукт, как упростить для клиента процесс покупки.
  4. Как продвигать продукт? Продумайте рекламную кампанию заранее. Используйте инструменты таргетированной рекламы, изучите возможности Facebook и Instagram для бизнеса. Так вы не только сможете заранее разработать стратегию продвижения, но и распланировать промо-бюджет.
 

Найдите проблему и решите её

 

Опишите проблему, которую решит ваш MVP. Например, кафе с завтраками на основе овсянки решит проблему неправильного питания детей и взрослых и нехватки времени на приготовление домашней еды.

 

Такое описание поможет вам и вашей команде в работе над позиционированием, ключевыми преимуществами и продвижением.

 

Найдите целевую аудиторию

 

Уверенность в том, что продукт или услуга решат проблемы максимально широкой аудитории — распространённое заблуждение среди начинающих предпринимателей. Сосредоточьтесь на том, чтобы составить портрет вашего целевого клиента: опишите его пол, возраст, род деятельности, интересы. Это поможет вам разработать идеально подходящий именно ему продукт и получить максимальную конверсию от промо при его настройке.

 
 

Определите основных конкурентов

 

Излишняя самоуверенность может навредить начинающим компаниям. Какой бы оригинальной и новой ни была ваша идея, о чём-то похожем, скорее всего, уже задумываются ваши конкуренты. Открываете кафе с завтраками на основе овсяной каши? Наверняка прямо сейчас в том же городе кто-то задумывается над заведением, которое специализируется на блюдах из гречневой крупы.

 

Вспомните историю изобретения радио: даже сейчас решить, кто был первым — Попов или Маркони — не представляется возможным. Это объясняется теорией множественных независимых открытий, согласно которой большинство изобретений делаются практически одновременно независимыми учёными и изобретателями. Такой подход легко экстраполируется с идей научных теорий на идеи сервисов и продуктов, облегчающих быт людей.

 

Соберите максимум информации о потенциальных и уже существующих конкурентах, рассчитайте долю рынка, которую они занимают, подумайте, чем ваше предложение будет принципиально отличаться и сколько вам потребуется времени и ресурсов для того, чтобы обогнать их.

 

Проведите SWOT-анализ

 

Соберитесь с командой проекта и вместе составьте таблицу из четырёх блоков:

 
  1. сильные стороны;
  2. слабые стороны;
  3. возможности;
  4. угрозы.
 

Постарайтесь не переоценить, но и не принижать себя и свои достоинства — таблица должна получиться максимально подробной и объективной, чтобы служить инструментом анализа.

 

Разработайте карту пути пользователя

 

Карта пути пользователя — это подробно описанный процесс взаимодействия пользователя с вашим продуктом. Как они находят вас, как взаимодействуют с сервисом или услугой, что происходит потом, какие опции открываются перед ними и какие возможные сценарии развития событий могут быть.

 

Главное — не забывайте обновлять карту пути пользователя после получения обратной связи от первых клиентов. Это поможет вам дать конечным потребителям именно то, на что они рассчитывают, и, возможно, предвосхитить их ожидания.

 

Составьте перечень функций продукта

 

На этапе составления карты пути пользователя вы разрабатываете возможные сценарии взаимодействия потребителя с вашим продуктом или услугой. Настало время описать конкретные функции будущего продукта для каждого из описанных сценариев. Представьте, какая функция могла бы пригодиться пользователю на том или ином этапе, и смело добавляйте её в перечень. Это поможет вам не перегрузить функционал бесполезными опциями и сделать продукт максимально удобным.

 
 

Определите функции MVP

 

То, какими функциями должен обладать идеальный конечный продукт, мы определили на предыдущем этапе, теперь нужно выбрать те функции, которые позволят пользователям протестировать MVP и дать конструктивную обратную связь.

 

Проведите брейншторм с командой проекта или людьми, которым вы доверяете, и определите оптимальный набор функционала вашего MVP, чтобы не вкладывать в его разработку лишние средства, но и сделать полезным и удобным.

 

Выберите показатели эффективности

 

Важно не только определиться с ключевым функционалом MVP, но и выработать методы оценки его эффективности. На каком этапе вы поймёте, что пора переходить от MVP к разработке основного продукта? Сколько отзывов вы хотите получить? 

 

Пропишите чёткие KPI, на которые вы и ваша команда сможете ориентироваться, — так вы точно не упустите подходящий момент для старта разработки основного продукта. 

Как не получить отказ от банков?
Вовремя проверить кредитную историю