Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Реклама

Как не получить штрафы от ФАС

Мы за безопасную рекламу!
Как не нарушить требования ФАС
Мы за безопасную рекламу!
Как не нарушить требования ФАС
 

За какую рекламу можно получить штраф? За ту, которая нарушает закон о рекламе. Но некоторые его положения довольно размыты, и иногда трудно понять, что можно рекламировать, а что нет. В этой статье мы разберёмся во всех нюансах, чтобы вашему бизнесу не угрожали штрафы ФАС.

 

Что считается рекламой

 

Начнём издалека: на что вообще обращает внимание ФАС? На рекламу, но что относится к этой категории объявлений?

 
 

Юридически не всё, что включает призыв к действию — реклама. К ней будет относиться только то, что подчёркивает особые свойства объекта, например, его цвет, пользу, выгоду для клиента. Чтобы вы смогли разобраться, рассмотрим несколько примеров:

 
 

Какие могут возникнуть риски из-за рекламы

 

В случае, если реклама нарушает закон, то предприниматель может получить штраф или запрет на использование рекламы.

 

Варианты штрафов:

 
  • Нарушение требований к рекламе — до 800 000 ₽ для компании и до 50 000 ₽ для директора или ИП;
  • Невыполнение предписания удалить рекламу — до 500 000 ₽ для компании и до 20 000 ₽ для директора или ИП;
  • Реклама табака — до 600 000 ₽ для компании и до 25 000 ₽ для директора или ИП.
 

Если вы заказывали рекламу в агентстве, то ответственность будут нести все, кто участвовал в создании: и клиент, и агентство, и даже площадка. Однако вы всегда можете прописать в договоре, что агентство полностью отвечает за качество рекламы и будет компенсировать сумму штрафов.

 
 

Какая реклама нарушает закон

 

В законе есть понятные требования о том, что можно, а что нельзя рекламировать. Сейчас кратко пройдёмся по основным пунктам.

 

Все запреты можно условно разделить на три группы. В первую входят конкретные товары, о которых нельзя говорить в рекламе. Например:

 
  • наркотики, органы и другие запрещённые для продажи товары;
  • взрывчатые вещества;
  • табачные изделия;
  • медицинские услуги по прерыванию беременности;
  • услуги по написанию курсовых.
 

Вторая группа ограничений связана с различными критериями. Например, нельзя допускать в рекламе:

 
  • мелкий кегль;
  • иностранные слова без перевода;
  • товары или услуги, если для них нужна лицензия, а у компании её нет;
  • неполную информацию об акции, точной стоимости.
 

И последняя группа самая сложная. В этих пунктах критерии размыты, и не всегда можно однозначно судить, нарушает их реклама или нет. Среди них запрещена реклама, где есть:

 
  • призывы к насилию;
  • обман покупателей;
  • некорректное сравнение с конкурентами;
  • призыв к нарушению закона;
  • оскорбления.
 

Эти размытые критерии разберём подробнее.

 
 

Призыв к насилию

 

Реклама не должна призывать к жестокости или оправдывать её. В законе это звучит так: нельзя показывать неэтичные, жестокие, аморальные сцены, нельзя призывать к нарушению закона.

 

Оскорбления и неэтичная реклама

 

Кажется, всё очень просто: не оскорбляешь клиента — соблюдаешь закон. Однако есть тонкая грань между шуткой и негативным высказыванием, и иногда её можно нарушить.

 

Чтобы не нарушить закон, не используйте:

 
  1. ненормативную лексику;
  2. сексуальный подтекст;
  3. негативную оценку тех, кто не становится клиентом компании;
  4. сравнение людей с животными.
 

Призыв к нарушению закона

 

Если ваша реклама романтизирует какие-то опасные действия или нарушение закона, то ФАС это не оценит. Отдельно в законе есть оговорка о рекламе, ориентированной на несовершеннолетних. Здесь надо руководствоваться простым правилом: не создавать и не продвигать опасный образ жизни или поведение.

 

Нужно разделить две темы: нарушение закона и что считается продвижением. Давайте на примерах.

 

Есть требование — не находиться обнажённым в публичном месте. Если компания использует слоган «Приходи голым и получи завтрак, обед и ужин на всю семью бесплатно!» — это и есть призыв к противоправным действиям.

 

Теперь о безопасности. Если ребёнок гуляет ночью, есть риск, что он упадёт или пострадает ещё по какой-то причине — даже если идёт не один, а в компании с друзьями. Если реклама показывает, как здорово гулять по тёмному городу вдвоём, поглощая шоколадки, — это пример продвижения опасного поведения.

 

Создание рекламы — это увлекательный процесс, но не стоит забывать о законодательной базе, чтобы не потерять рекламный бюджет и не попасть на штрафы от ФАС.

Мы за безопасную рекламу!
Как не нарушить требования ФАС