За какую рекламу можно получить штраф? За ту, которая нарушает закон о рекламе. Но некоторые его положения довольно размыты, и иногда трудно понять, что можно рекламировать, а что нет. В этой статье мы разберёмся во всех нюансах, чтобы вашему бизнесу не угрожали штрафы ФАС.
Начнём издалека: на что вообще обращает внимание ФАС? На рекламу, но что относится к этой категории объявлений?
Юридически не всё, что включает призыв к действию — реклама. К ней будет относиться только то, что подчёркивает особые свойства объекта, например, его цвет, пользу, выгоду для клиента. Чтобы вы смогли разобраться, рассмотрим несколько примеров:
В случае, если реклама нарушает закон, то предприниматель может получить штраф или запрет на использование рекламы.
- Нарушение требований к рекламе — до 800 000 ₽ для компании и до 50 000 ₽ для директора или ИП;
- Невыполнение предписания удалить рекламу — до 500 000 ₽ для компании и до 20 000 ₽ для директора или ИП;
- Реклама табака — до 600 000 ₽ для компании и до 25 000 ₽ для директора или ИП.
Если вы заказывали рекламу в агентстве, то ответственность будут нести все, кто участвовал в создании: и клиент, и агентство, и даже площадка. Однако вы всегда можете прописать в договоре, что агентство полностью отвечает за качество рекламы и будет компенсировать сумму штрафов.
В законе есть понятные требования о том, что можно, а что нельзя рекламировать. Сейчас кратко пройдёмся по основным пунктам.
Все запреты можно условно разделить на три группы. В первую входят конкретные товары, о которых нельзя говорить в рекламе. Например:
- наркотики, органы и другие запрещённые для продажи товары;
- взрывчатые вещества;
- табачные изделия;
- медицинские услуги по прерыванию беременности;
- услуги по написанию курсовых.
- мелкий кегль;
- иностранные слова без перевода;
- товары или услуги, если для них нужна лицензия, а у компании её нет;
- неполную информацию об акции, точной стоимости.
И последняя группа самая сложная. В этих пунктах критерии размыты, и не всегда можно однозначно судить, нарушает их реклама или нет. Среди них запрещена реклама, где есть:
- призывы к насилию;
- обман покупателей;
- некорректное сравнение с конкурентами;
- призыв к нарушению закона;
- оскорбления.
Реклама не должна призывать к жестокости или оправдывать её. В законе это звучит так: нельзя показывать неэтичные, жестокие, аморальные сцены, нельзя призывать к нарушению закона.
Кажется, всё очень просто: не оскорбляешь клиента — соблюдаешь закон. Однако есть тонкая грань между шуткой и негативным высказыванием, и иногда её можно нарушить.
- ненормативную лексику;
- сексуальный подтекст;
- негативную оценку тех, кто не становится клиентом компании;
- сравнение людей с животными.
Если ваша реклама романтизирует какие-то опасные действия или нарушение закона, то ФАС это не оценит. Отдельно в законе есть оговорка о рекламе, ориентированной на несовершеннолетних. Здесь надо руководствоваться простым правилом: не создавать и не продвигать опасный образ жизни или поведение.
Есть требование — не находиться обнажённым в публичном месте. Если компания использует слоган «Приходи голым и получи завтрак, обед и ужин на всю семью бесплатно!» — это и есть призыв к противоправным действиям.