Онлайн-журнал

Рынок автомобильных грузовых перевозок

Северо-Западного федерального округа
Не бойтесь отказов банка
Проверьте заранее свою кредитную историю
Не бойтесь отказов банка
Проверьте заранее свою кредитную историю
 

Автомобильные грузоперевозки занимают важную роль в системе транспортной логистики России. Так, в 2020 г. из 7,96 млрд тонн перевезённого груза на автомобильный транспорт приходилось 67,9%, а в 2019 г. — 68%.

 
Источник: данные Росстата, оценка MOST
 

Среди главных преимуществ автомобильного транспорта — его доступность и мобильность. Перечень основных трудностей формируют низкая прозрачность рынка, демпинг недобросовестных игроков рынка, высокая фрагментированность рынка, устаревший автопарк и качество развития дорожной инфраструктуры.

 

 В 2020 году из-за ограничений в связи с COVID-19 общий объём перевозок снизился на 5,5%, автомобильный — на 5,7%. В помесячном сравнении особо выражено снижение в июне (-11,06%), октябре (-11,88%), ноябре (-10,54%) и декабре (-11,95%). В 2021 г. по сравнению с 2019 г. и 2020 г. показатели ещё оставались низкими, но уже демонстрировали тенденцию к восстановлению. Вторая причина сложившейся ситуации — снижение объёмов производства на обрабатывающих предприятиях. Закрытие торговых и развлекательных центров также вызвало сокращение и перенос отгрузок готовой продукции, торговые сети перешли в онлайн.  

 

Снижение грузопотока наблюдалось как в локальных масштабах, так и в мировых. Этому поспособствовало закрытие границ, рост курса доллара, изоляция населения, снижение спроса и покупательской способности, а также страх и неопределённость потребителей.

 
 
Источник: данные Росстата, оценка MOST
 

Автомобильный грузооборот в 2020 г. составил 271,8 млрд т-км, что на 1,3% меньше по сравнению с 2019 г. В общей структуре грузооборота 55,1% приходится на коммерческие перевозки, остальные 44,9% — на внутренние перевозки предприятий.

 

Среди тенденций на рынке России, и в том числе Северо-Западного ФО, можно выделить следующие: 

 

Е-commerce и строительный сектор как драйверы роста розничного товарооборота. Карантинные ограничения заставили целые направления задуматься о разработке интернет-магазинов или страниц магазинов в социальных сетях. С одной стороны, это был чуть ли не единственный вариант для выживания, с другой — ответ на постоянно растущий спрос на онлайн-покупки со стороны потребителей. Таким образом, в 2020 г. рынок электронной коммерции вырос на 22%, достигнув отметки в 6,07 трлн рублей. В то же время запуск программы льготной ипотеки в апреле 2020 г. активизировал рынок жилищного строительства. И хотя в 2020 г. показатели по вводу жилых площадей незначительно просели, результаты 2020 г. по-настоящему видны в 2021 г., ведь строительство — это длительный процесс. По итогам 1 кв. 2021 г. российский рынок жилья увеличился на 30%. Таким образом, e-commerce и строительный сектор привели к росту товарооборота, что, в свою очередь, повлекло за собой увеличение спроса на логистические перевозки этими отраслями. Тем не менее положительная динамика в электронной коммерции и строительстве не смогла покрыть снижение в других сферах экономической деятельности. 

 

Рост тарифов на грузоперевозки. На протяжении 2017-2019 гг. наблюдался умеренный рост цен. В среднем за год тарифы росли на 2%. Но в 2020 г. из-за локдауна и вызванных им сложностей в поставках, а в дальнейшем резкого роста онлайн-продаж стоимость логистики увеличилась: по подсчётам экспертов, цена транспортных расходов выросла на 8-9%. Это имело отношение ко всем видам транспорта. Рост тарифов на автомобильные перевозки по сравнению с другими видами транспорта был минимальным и оставался в пределах 10%. 

 

Уклон в диджитализацию логистических процессов. В связи с пандемией и рисками, которые она за собой повлекла, большие и средние предприятия начали задумываться над тем, как максимально автоматизировать процесс перевозок, начиная от перевода некоторых процессов в онлайн и автоматизации работы складов и заканчивая развитием диджитал-сервисов для клиентов.

 
 

Дефицит грузовых 20-тонных автомобилей. С этой проблемой сталкиваются многие предприятия РФ, которые занимаются экспедированием. Главная причина — сокращение численности мелких перевозчиков. Некоторые их них приостановили деятельность в ожидании «высокого сезона», а некоторые вообще прекратили её из-за отмены ЕНВД и увеличения налоговой нагрузки. Конкретно в 

 

Конкретно в Северо-Западном ФО такой дефицит малоощутим, но всё же наблюдается. В разрезе грузовиков по типу больше всего не хватает фур с рефрижераторными и тентованными полуприцепами.

 

Увеличение стоимости грузовых автомобилей. Даже крупные транспортные компании, которые постоянно обновляли автопарки, не всегда могут позволить себе покупку грузового транспорта из-за существенного подорожания новых грузовиков.

 

Дефицит водителей. Эта тенденция ярче всего была выражена в 2020 г., когда из-за пандемии границы были закрыты и приток рабочей силы из других стран приостановился. В 2021 г. дефицит всё ещё наблюдается.

 

Особенностью Северо-Западного ФО является его географическое расположение, близость к странам Европейского Союза и крупнейшим портам Европы и России (среди них: Усть-Луга, Санкт-Петербург, Мурманск и Приморск), а также наличие международных транспортных коридоров. Для внутренней логистики важным остаётся наличие промышленных предприятий и сетевых операторов сферы розничного ритейла.  

 

В региональной структуре грузовых автомобильных перевозок Северо-Западный федеральный округ занимает пятое место: его доля в 2019 г. составила 11,05%, а в 2020 г. — 10,97%. Общий объём коммерческих перевозок в 2020 г. составил 182,7 млн тонн. 

 
Источник: данные Росстата, оценка MOST
 

В структуре областей федерального округа самые большие объёмы автомобильных грузоперевозок в Архангельской (без Ненецкого автономного округа) и Вологодской областях, а также в г. Санкт-Петербург. Если анализировать ситуацию более глубоко, то первенство Архангельской области обусловлено довольно развитой промышленностью, в частности рыбной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, Вологодская область находится на перекрёстке важных транспортно-логистических маршрутов, а г. Санкт-Петербург является одним из самых больших городов России с развитым торговым сектором и большим морским портом. 

 
Источник: данные Росстата, оценка MOST
 

В 2020 г. объём коммерческих автомобильных грузоперевозок в Северо-Западном ФО просел на 5,08%. В разрезе областей ситуация неоднозначна: в Санкт-Петербурге показатели выросли на 24,3%, тогда как в Ленинградской области снизились на 54,85%. Самый больший относительный прирост показал Ненецкий округ — 508,4%. Но из-за небольших объёмов это почти не сказалось на общей статистике. 

 
Источник: данные Росстата, оценка MOST
 

Тенденции на рынке грузоперевозок отразились и на доходах предприятий. Годовой оборот в сфере транспортировки и хранения в 2020 г. в России составлял 12,5 трлн руб., из них почти 15% приходилось на Северо-Западный ФО. На локальном уровне лидером по общей сумме оборота является Санкт-Петербург с показателем в 1,01 трлн руб. 

 

Говоря о тенденциях последних лет, в 2020 г. оборот предприятий в отрасли просел на 4,1%. В разрезе регионов больше всего снизились показатели Ненецкого округа (-42,2%). Значительно меньше пострадали предприятия республики Карелия (-2,34%) и Коми (-0,11%), Вологодской (-1,05%) и Ленинградской (-3,04%) областей, а также г. Санкт-Петербург (-7,21%). По итогам 8 месяцев 2021 г. показатели всех регионов увеличились, что также свидетельствует о восстановлении рынка грузоперевозок. Средний прирост по округу составил 24,7%. 

 
Источник: данные Росстата (* Ленинградская область, без учета г. Санкт-Петербург)
 

Несмотря на пандемию и вызванные ей трудности, рынок автомобильных грузоперевозок начал восстанавливаться. Особенно активно это делают сферы электронной коммерции и строительства — именно они будут драйверами развития транспортных грузоперевозок в 2021-2022 гг. Наблюдается активизация и среди сетевых ритейлеров: восстанавливается торговля одеждой, товарами для дома, активно развивается продуктовый ритейл. Отдельно стоит отметить сельскохозяйственную отрасль. Здесь спрос на перевозки формируется в зависимости от отрасли, сезона, объёмов производства и экспорта. Например, в 2020 г. наблюдалось снижение денежных и физических объёмов в производстве скота, птицы и яиц. Продажи зерна сельхозорганизациями сократились на 4,3%. В то же время экспорт агропродукции вырос — на внешние рынки было поставлено 79 млн тонн продукции стоимостью 5 млрд долл. (+20% годового прироста). 

 

С точки зрения барьеров входа рынок автомобильной транспортной логистики имеет относительно низкий порог — этой деятельностью могут заниматься как большие или средние предприятия, так и физические лица и предприниматели, имеющие собственный грузовой автомобиль. С развитием технологий и популяризацией мобильных приложений и платформ, которые работают по принципу бирж или доски объявлений, поиск партнёров также перестал быть глобальной проблемой. Здесь достаточно только оставить заявку на перевозку груза или данные о своём транспортном средстве. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными, транспортные компании активно занимаются улучшением качества и сокращением сроков автомобильных перевозок.  

Не бойтесь отказов банка
Проверьте заранее свою кредитную историю