Онлайн-журнал

Стратегический план развития

Как составить и что нужно включить в план развития бизнеса
Как грамотно презентовать свой бизнес?
Подготовили для вас инструкцию
Как грамотно презентовать свой бизнес?
Подготовили для вас инструкцию
 
 

Помните Колумба? Он хотел найти новый путь в Индию, но открыл неизведанный континент, потому что не пользовался картой. А если вы не будете пользоваться планом, то сложно угадать, куда приплывёт ваш бизнес. Чтобы вы всегда видели вектор развития, нужен стратегический план. Как его составлять? Ответы найдёте в этой статье.

 
 

Что необходимо учесть в стратегическом плане

 

Есть много схем и вариантов составления стратегического плана. Мы предлагаем вам обратить внимание на стратегическую карту, состоящую из 4 уровней: 

 
  1. Финансовые цели — определённый размер заработка, на который предприятие планирует выйти, к примеру, спустя 3 года. Плановым показателем может быть уровень капитализации, чистая прибыль либо другой важный финансовый параметр.
  2. Бизнес и клиенты — проекты и направления, над которыми компания планирует работать в течение отчётного периода.
  3. Внутренние процессы — они должны быть внедрены для эффективной работы предприятия.
  4. Развитие и обучение сотрудников — получение ими новых навыков и знаний, которые важны для осуществления стратегического плана развития предприятия.
 

На этапе планирования двигаться необходимо в направлении сверху вниз: задайте финансовые цели, далее определите направления бизнеса (необходимые процессы, планирование обучения сотрудников и пр.). Реализовывать стратегию нужно наоборот: от персонала к финансовым параметрам, снизу вверх.

 

Как составлять стратегический план

 

Разработка и внедрение стратегического плана проходят в три этапа.

 

Первый этап. Расшифровка видения и создание списка стратегий

 

На самом первом этапе нужно максимально подробно расписать вашу цель. Предположим, вы хотите стать лидером отрасли. Что значит быть лидером? Лидерство в отрасли может включать:

 
  • рост доли рынка;
  • расширение и улучшение номенклатуры предлагаемого ассортимента;
  • улучшение репутации среди клиентов и партнёров;
  • достижение устойчивого финансового положения.
 

Затем нужно подготовить список стратегий (в данном случае направлений деятельности) для достижения целей, обозначенных в видении. Разрабатывая список стратегий, опирайтесь на собственный опыт, здравый смысл и профессионализм. В этом списке обязательно должны быть стратегии по следующим блокам:

 
  • клиентский;
  • маркетинговый (включает в себя товарный, ценовой, сбытовой аспекты, продвижение);
  • финансы;
  • кадры.
 
 

Второй этап. Перевод видения в измеримые и достижимые показатели работы

 

На этом этапе необходимо создать список ключевых показателей деятельности, описать методику их расчёта, источники данных, а также разработать управленческую отчётность.

 

Если у вас внедрена аналитика и есть история продаж, то подготовить всю информацию не составит большого труда. Можно начать с 2-3 показателей по каждой из принятых стратегий, в дальнейшем список показателей может быть расширен.

 

По окончании работы на этом этапе у вас будет сформирован список стратегий для реализации с установленными плановыми значениями. Необходимо назначить ответственных за выполнение каждого показателя. 

 

Третий этап. Достижение установленных плановых показателей и их своевременная коррекция 

 

Контролировать промежуточные результаты нужно как можно чаще (желательно не реже раза в неделю), чтобы была возможность вовремя скорректировать действия, если что-то пойдёт не так. Эта мера эффективнее всего позволит минимизировать человеческий фактор, влияющий на реализацию стратегии.

 
 

Ловушки стратегического развития предприятия

 

Когда вы составляете стратегический план, легко допустить ошибку. Мы собрали для вас самые распространённые проблемы, которые возникают:

 
  1. Прожектерство. Не ставьте слишком амбициозные цели. Они должны совпадать с возможностями вашей компании.
  2. Стратегия как анализ. Не стоит увлекаться сложными расчётами, бесконечными прогнозами и анализом. В проект стратегического планирования должны входить разные компоненты, включая творчество, рациональное мышление, планирование, изучение, эксперименты и анализ.
  3. Избыток информации. Всё равно в итоге нужно будет делать выбор, поэтому не запрашивайте слишком громадный объём информации — это будет усложнять принятие решений.
  4. Акцент на операционных улучшениях. Часто у руководителей приоритетными становятся вопросы внутренней реорганизации, снижения издержек, но не всегда это самая выигрышная стратегия. Ведь на практике наиболее важными вопросами становятся те, которые помогают повысить клиентоориентированность.
  5. Неспособность сделать выбор. Не нужно бояться неверного выбора. Внешняя среда всегда позволит вносить коррективы даже в самую тщательно выверенную стратегию.
  6. Неспособность ежегодного пересмотра стратегии. Важно понимать, что создание успешной стратегии основано на непрерывном поиске. Если стратегия успешна сегодня, это ещё не говорит об её эффективности завтра.
 

Стратегический план покажет вам, как правильно развивать компанию. И если вы будете постоянно обращаться к нему, то сможете достичь самых амбициозных целей.

Как грамотно презентовать свой бизнес?
Подготовили для вас инструкцию