Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Зачем бизнесу чат-боты

Open Academy изучила реальные бизнес-кейсы по внедрению чат-ботов и конструкторы для их создания

 
 

Рассылки уже не те! По данным Data and Marketing Association (DMA), 59% потребителей предпочли отписаться от регулярных email-рассылок. К 2018 году на 31,2% открытий приходилось лишь 2,6% переходов по ссылкам, а десятая часть писем отсеивается беспощадными спам-фильтрами.

 

Тем временем чат-боты активно внедряются в повседневную жизнь и информируют об акциях и спецпредложениях через мессенджеры. А количество пользователей мессенджеров в мире уже достигло 4 млрд человек. По данным We Are Social и Hootsuite, в 2018 году три самых популярных мессенджера — WhatsApp, мессенджер Facebook и китайский WeChat.

 
 

Что умеют боты

 
  • Боты рассылают приглашения, обрабатывают заказы, собирают обратную связь. С их помощью можно оформить покупки в интернет-магазинах, оплатить доставку, забронировать столик в ресторане.
  • Чат-бот общается с клиентами в любое время суток, а в сложных случаях переключает разговор на живого оператора.
  • Боты расширяют базу лидов и подогревают существующих клиентов, например рассказывают им о новых услугах и спецпредложениях.
  • Встроенные инструменты аналитики и интеграция с CRM позволяют предпринимателям отслеживать лиды и конверсии, проверять гипотезы и работать над эффективностью воронки продаж.
 

Кроме того, боты совместимы со всеми мессенджерами. Создать бота можно самостоятельно с помощью онлайн-конструктора — достаточно продумать сценарий ответов.

 

Open Academy попросила двух предпринимателей рассказать о своём опыте использования конструкторов чат-ботов: как внедряли и какие результаты получили.

 

Кейс 1. Чат-боты для инфопродуктов, ROMI до 3500% в год.

 

«Мы используем ботов для быстрой проверки гипотез при создании нового бизнеса или продукта. Первый же успешный тест принес нам выручку 160 тысяч рублей при затратах на рекламу около 25 тысяч. С помощью ботов мы продаём инфопродукты и обучение — марафоны, вебинары и онлайн-курсы. По этому направлению — ROMI от 200 до 3500% в год»,  —

 

Кроме того, у Дмитрия и команды есть пилотный проект по дистрибуции книг. В нём чат-бот работает с аудиторией, которая хочет узнать о книге больше, и через вовлечение доводит пользователей до продажи. Цена на одну и ту же книгу на разных этапах вовлечения варьируется — 440, 510 и 680 рублей.  Средний чек выходит в районе 539 рублей, а конверсия в продажу от посещения лендинга составляет 8,4%.

 

«Особых проблем с ботами у нас не возникало. Кроме ситуации, когда год назад мы потеряли связь с 60% аудитории из-за блокировки Telegram. Но мы перевели аудиторию в мессенджер Facebook и Viber», —

 

Выводы предпринимателя

 

В конструкторе можно быстро и без программистов создать бота под свою задачу и потом централизованно управлять им из разных мессенджеров.

 

С большинством конструкторов вы разберетесь без особой подготовки. Но нужно не только построить логическую цепочку отправки сообщений. Надо понимать портрет целевой аудитории и писать сообщения максимально ориентированно на неё. Плюс — обязательно тестировать эффективность работы чат-бота. Поэтому при выборе конструктора один из важных факторов — интегрированная аналитика.

 

Кейс 2. Бот нельзя использовать как спам

 

«Мы разрабатываем онлайн-программы и приложения для реабилитации зависимых. С ботами начали экспериментировать, когда поняли, что традиционные способы коммуникации с клиентами, такие как почта, работают плохо», —

 

Согласно аналитике, которую провел Олег, письма с приглашением на вебинар открывали только 30% адресатов. До вебинара доходило 20% зарегистрировавшихся. Тогда было принято решение использовать конструктор, чтобы быстро протестировать гипотезы. Подключили к аккаунту страницу компании на Facebook, создали простого бота и соединили его с рекламной кампанией в соцсети.

 

«Результат был отличным: быстро набрали 3000 регистраций по 10 рублей за каждую. Позже выяснилось, что мы допустили серьёзную ошибку, не сделав опт-ин, в котором люди явно выражали бы желание прийти на вебинар. 

Следующим шагом у нас была отправка напоминаний в день вебинара: утром, за час и за 10 минут до начала. Но уже после утреннего напоминания мы получили массу гневных отзывов от людей, которые всего лишь хотели пройти тест на зависимость, а в вебинаре участвовать не собирались. Разозлённые пользователи начали жаловаться на нас в Facebook, и тот на всякий случай отобрал у нас возможность отправлять сообщения. Так что оставшиеся два напоминания просто не ушли», —

 

Выводы предпринимателя

 

С тех пор мы выстраиваем коммуникацию с пользователями очень аккуратно. И хотя пока не достигли цифр, которые обещают разработчики конструкторов, но уже близки к ним: конверсия из рекламы в регистрацию на мероприятие у нас составляет 50%, до самого мероприятия доходит 50% зарегистрировавшихся.

У чат-ботов ещё одно преимущество перед стандартной схемой «лендинг —  почта». Когда человек дал согласие, с ним можно коммуницировать бесплатно практически неограниченное время. Если же посетитель уходит с лендинга, то вернуть его туда можно только ретаргетингом за деньги.

 

Обзор трёх топовых конструкторов чат-ботов

 

Для новичков: Botmother

 

Разработчики обещают, что в Botmother можно создать чат-бота за час всего в три шага:

 
  • Придумать сценарий, по которому бот будет общаться с пользователями.
  • Выбрать нужные компоненты в палитре.
  • Связать их между собой в визуальном редакторе.
 

В палитре можно найти текст, картинки, кнопки и так далее. Язык интерфейса — русский.

 

Возможности. Поддержка ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Telegram, WhatsApp и Viber. Есть статистика, рассылки, оплата по безналу и работа с API.

 

Стоимость. Первый пробный бот бесплатно, дальше — от 1249 рублей в месяц. Чем
больше ботов, тем тариф выше.

 

Для продвинутых: Aimylogic

 

Конструктор использует искусственный интеллект, а построенные в нём боты поддерживают естественный язык. Они не просто подбирают ответы по ключевым словам, а распознают живую речь. Умные боты умеют заполнять поля в скриптах продаж и дополнять профиль клиента в CRM. Язык интерфейса — русский и английский.

 

Возможности. Бота можно встраивать в сайты, соцсети (ВКонтакте, Facebook), мессенджеры (Facebook, Telegram, Viber и Slack), а также в голосовые помощники — Алису от Яндекса и Google Ассистент. Есть базовая и расширенная статистика, возможность перевода на оператора, интеграция с внешними системами и сервисами.

 

Стоимость. Для коммерческих целей — от 5900 рублей.

 

Для профессионалов: Leeloo

 

Конструктор полностью автоматизирует весь путь клиента: от его привлечения до продажи и дальнейшей поддержки. Язык интерфейса — русский и английский.

 

В Leeloo вы сможете:

 
  • Создавать мини-лендинги и другие инструменты подписки на чат-боты.
  • Использовать мессенджеры и искусственный интеллект.
  • Отслеживать поток входящих заказов и оплат в реальном времени через специальный модуль.
 

Возможности. Поддержка ВКонтакте, Facebook, Telegram, Viber. Библиотека готовых сценариев пути клиента, встроенная CRM-система, планы продаж, продвинутая аналитика, интеграция с API.

 

Стоимость. Тариф подбирается индивидуально.