Для ИП переводы себе на личный счет за 0 ₽

Откройте счёт для ИП и получите безлимитные платежи на свой счёт физлица навсегда

Подробнее

0

Как отделить свои деньги от денег бизнеса

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Почему не стоит смешивать свои деньги и средства бизнесаПлатите себе зарплатуПлатите себе дивидендыРазработайте систему фондов и перечисляйте туда деньгиНе вкладывайте свои деньги, чтобы закрыть проблемы бизнесаВывод

Опубликовано: 9.01.2024

Очень часто предприниматели не могут отделить свои деньги от денег бизнеса, и в результате в финансах наступает путаница. В этой статье разберём, как найти свои деньги в бизнесе и не допускать ошибок в подсчётах.

Почему не стоит смешивать свои деньги и средства бизнеса

Иногда кажется, что ничего страшного не случится, если иногда решать проблемы бизнеса с помощью своих средств, а потом покупать себе вещи с помощью бизнес-карты. 

Однако из-за таких манипуляций непонятно, какую чистую прибыль принёс бизнес. Когда в доходах и расходах путаница, неочевидно, зарабатывает ли Ваша компания вообще. А от чистой прибыли зависят многие важные вещи: дивиденды собственникам, рентабельность предприятия.

Если Вы хотите, чтобы Ваш бизнес не страдал от постоянных ошибок с деньгами, придерживайтесь нескольких простых правил:

  1. Платите себе зарплату.
  2. Платите себе дивиденды как собственнику.
  3. Разработайте систему фондов и перечисляйте туда деньги.
  4. Не вкладывайте свои деньги, чтобы закрыть проблемы бизнеса.

Разберём каждое правило подробнее.

Платите себе зарплату

Обычно в малом бизнесе предприниматель выступает и собственником, и гендиректором. Или занимает какую-то другую должность, которая подразумевает определённые обязанности и задачи. Вот за эту работу Вы должны получать зарплату, как и все другие сотрудники.

Эта сумма будет Вашим гарантированным ежемесячным доходом, и Вы сможете планировать свои личные расходы, отталкиваясь от зарплаты.

Платите себе дивиденды

Не будем забывать, что Вы являетесь собственником бизнеса, а они получают дивиденды с чистой прибыли. Для этого Вам нужно:

1. Посчитать чистую прибыль. 

Необходимо регулярно вести Отчёт о прибылях и убытках, чтобы точно знать доход Вашей компании.

☝🏼 Это интересно

Если Вы ещё не настроили базовую отчётность в бизнесе, то рекомендуем прочитать статью «Куда ушли деньги: следим за потоками в Отчёте о движении денежных средств»

2. Определить процент от чистой прибыли на дивиденды.

Какой процент забрать себе? Обычно используется одна из трёх тактик:

  • развитие бизнеса: 30% — себе, а 70% — остаётся в компании;
  • компромисс: 50% — себе, 50% — компании;
  • роскошная жизнь: 70% — себе, а 30% — на развитие бизнеса.

3. Сделайте фонд для дивидендов. 

С его помощью Вы сможете выплачивать себе деньги как собственнику и не оставлять бизнес без средств для развития. Просто переводите деньги на специальный счёт, где они будут копиться для Ваших дивидендов.

Как перечислять деньги в фонд? Можно использовать такую схему:

Посчитайте рентабельность по чистой прибыли за несколько месяцев. Для этого используйте формулу:

чистая прибыль / выручка * 100%

Например, Вы получили в среднем 20%. Это значит, что в каждом рубле выручки содержится 20 копеек чистой прибыли — это точно Ваши деньги. Возьмите эти 20% и перечислите с них деньги в дивидендный фонд.

Например, если Вы заработали 1 млн рублей чистой прибыли, и Ваша рентабельность составляет 20%, то 200 тысяч рублей — это сумма к распределению по фондам. Если дивидендов мы платим 30% от прибыли, значит, в фонд пойдёт 60 тысяч.

4. Не забывайте про корректировки. 

Ваш бизнес развивается, и чистая прибыль тоже может меняться. Поэтому раз в квартал заглядывайте в финансовую отчётность, рассчитывайте, какие должны были быть дивиденды, и корректируйте разницу.

Разработайте систему фондов и перечисляйте туда деньги

Настройка системы фондов — это аналог откладывания денег в разные «копилки» для достижения различных целей в бизнесе. Принцип такой системы прост: устанавливается несколько фондов в соответствии с целями бизнеса. 

Например, может быть:

  • фонд для уплаты налогов, чтобы избежать задолженностей перед государством; 
  • фонд для выплаты зарплат вовремя;
  • фонд для финансирования развития бизнеса, который позволит, например, открыть новый офис;
  • фонд дивидендов, о которых мы рассказали выше; 
  • резервный фонд — это финансовая подушка безопасности на случай возникновения непредвиденных обстоятельств или отсутствия прибыли. 

Каждый месяц в эти фонды следует откладывать определённый процент от чистой прибыли, чтобы приближаться к поставленным целям и достичь финансовой стабильности.

Средства могут быть отложены только из чистой прибыли, которую можно узнать из Отчёта о прибылях и убытках. Если значение чистой прибыли равно нулю или отрицательно, то откладывать будет нечего.

Лучше всего создать отдельные счета для каждого фонда. Это поможет Вам чётко отслеживать и контролировать деньги, выделенные для каждой цели. 

Далее Вам необходимо разработать план перечисления денег в каждый фонд. Для этого необходимо определить: 

  • регулярность; 
  • сумму перечислений. 

Существует два способа накопления денег в фондах:

  1. Откладывать определённый процент от прибыли. Но так, чтобы было комфортно его придерживаться в любое время, а оставшихся денег хватало на другие нужды.
  2. Откладывать в течение определённого срока. Данный способ актуален для сезонных бизнесов. Например, предприниматель знает, что скоро произойдёт падение спроса, поэтому заранее формирует резервный фонд во время высокого сезона. Важно, чтобы при этом оставались деньги на всё остальное. 

Периодически оценивайте эффективность Вашей системы фондов и вносите необходимые корректировки. Учитывайте изменения в бизнесе и целях, чтобы система фондов была актуальной и соответствовала Вашим потребностям.

Не вкладывайте свои деньги, чтобы закрыть проблемы бизнеса

Иногда возникают ситуации, когда срочно нужно заплатить подрядчику, заказать товары или выплатить зарплаты, а средств не хватает. Как быть? Можно вложить свои деньги, а можно взять кредит в банке. И очень часто второй вариант намного выгоднее. Об этом мы подробно рассказали в статье «Брать или не брать? Когда кредит на самом деле может помочь бизнесу»

Также Вы можете попробовать привлечь инвестора на Ваш проект. Вы можете предложить им долю в компании в обмен на финансирование. Поиск инвесторов можно осуществлять через сеть контактов, инвестиционные форумы или специализированные платформы. 

Или Вы можете привлечь партнёров на Ваш проект, которые могут предоставить финансовую поддержку или ресурсы для решения проблем бизнеса. 

Рекомендуем также исследовать возможность получения грантов или субсидий от правительственных организаций, некоммерческих организаций или программ поддержки предпринимательства. 

Другой способ привлечения финансов — платформы краудфандинга. Они позволяют собирать деньги у широкой аудитории людей, которые верят в Ваш проект или бизнес. Вы можете предложить вознаграждения или долю в компании в обмен на поддержку. 

Вывод

Важно придерживаться этих методов и быть дисциплинированным в отношении финансового управления. Это поможет Вам избежать путаницы и проблем в будущем. Это также важно для эффективного управления бизнесом и обеспечения его долгосрочного успеха.  

Расчетный счет для ИП

Открытие счета для ИП за 20 минут

Расчетный счет Расчетный счет Расчетный счет
#Финансовое планирование

Читайте также

0

Как малому бизнесу развиваться в условиях кризиса

Не секрет, что весной этого года многие предприниматели опасались, что новый кризис окажется фатальным для их бизнеса. Тем не ...

6 сентября 2022

0

Подозрительные переводы: в каких случаях самозанятому могут заблокировать счет

В борьбе с нелегальными платежами между физическими лицами наступил новый этап — Центральный Банк всерьез взялся за переводы с ...

16 ноября 2021

0

Удаленный контроль: как эффективно выстроить рабочие процессы, ускорить масштабирование и освободить время на отдых

Большинство предпринимателей в малом бизнесе вынуждены постоянно контролировать все процессы. Это приводит к замедлению роста ...

9 ноября 2021

0

Как организовать удаленку и сохранить контроль над бизнесом

До пандемии у большинства руководителей было стереотипное представление об удаленной работе. Считалось, что никто не будет ...

6 октября 2020