Онлайн-журнал

Как зарегистрировать товарный знак

Инструкция от Open Academy
Дополнительные материалы к статье
Чек-лист: регистрация товарного знака
 

Как достичь целевой выручки

Изучите два основных способа достижения целевой выручки — увеличение среднего чека и увеличение количества клиентов. Определите, как вести себя в обоих случаях.

no link

Изучите два основных способа достижения целевой выручки — увеличение среднего чека и увеличение количества клиентов. Определите, как вести себя в обоих случаях.

 

Как защитить ваш логотип и убедиться, что конкуренты не смогут его использовать? Можно зарегистрировать товарный знак, так вы защитите авторские права и интересы компании. Мы подготовили для вас пошаговую инструкцию о том, как зарегистрировать товарный знак самостоятельно.

 
 

Что такое товарный знак

 

Товарный знак — это обозначение продукции, которое будет отличать ваш товар от других продуктов на рынке. 

 

Товарные знаки могут быть:

 
  • Словесными (слово или несколько слов);
  • Изобразительными (картинка или иллюстрация);
  • Объёмными (3D объекты, фигуры);
  • Комбинированными (сочетание нескольких элементов, например, знаки компаний KFC и Puma, которые состоят из изображения и букв).
 

Кроме товарного знака можно зарегистрировать звук, сочетания цветов и даже запах.

 

Как зарегистрировать товарный знак

 

Регистрация товарного знака состоит из нескольких этапов: вам нужно сначала проверить желаемое обозначение на уникальность, затем подготовить все документы, оплатить госпошлину и подать заявку на регистрацию. Затем будут проводиться две экспертизы, и если всё пройдёт успешно, вы получите сертификат о регистрации товарного знака.

 

Шаг 1. Проверка на потенциальную возможность регистрации

 

Придуманный товарный знак должен отличаться от уже существующих. Кроме этого, желаемое обозначение не может состоять только из элементов, которые:

 
  1. Обозначают товары определённого вида (например, целлофан, граммофон, термос и т.д. Сюда же можно отнести «памперс», ксерокс»).
  2. Являются широко распространёнными символами: %, &, #.
  3. Характеризуют товары и указывают на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства. То есть нельзя зарегистрировать в качестве ТЗ на кондитерское изделие «шоколадный батончик», в состав которого входит шоколад, потому что это будет характеристикой продукта.
  4. Представляют собой неоригинальную форму товаров.
 
 

Шаг 2. Подготовка документов

 

Вам необходимо подготовить заявку и направить её в Роспатент. В пакет документов входит: 

 
  • заявление о регистрации обозначения с указанием регистрации юридического лица;
  • заявляемое обозначение;
  • перечень товаров или услуг МКТУ;
  • описание желаемого знака.
 

Шаг 3. Подбор классов МКТУ

 

В прошлом шаге мы могли встретить незнакомую аббревиатуру. МКТУ — это международная классификация товаров и услуг, с помощью этого перечня вы можете выбрать категории товаров, на которые будет распространяться ваш товарный знак. 

 

Важно внимательно выбирать данные классы, ведь иногда одно и то же описание может быть использовано разными компаниями, но с условием того, что деятельность этих фирм не связана с производством похожих товаров.

 

Шаг 4. Оплата пошлин

 

В Роспатент необходимо оплатить несколько государственных пошлин:

 
  • 3 500 рублей — за регистрацию заявки и формальную экспертизу + 1000 рублей за каждый класс МКТУ свыше 5;
  • 11 500 рублей — за экспертизу самого обозначения + 2 500 рублей за каждый класс МКТУ свыше 1.
  • 18 000 рублей — за регистрацию ТЗ и выдачу свидетельства + 1000 рублей за каждый класс МКТУ свыше 5.
 

Вы всегда можете сэкономить, если будете подавать документы в электронном виде. В этом случае система предлагает скидку 30% на все госпошлины.

 
 

Шаг 5. Подача документов

 

Направить заявку на регистрацию ТЗ можно несколькими способами:

 
  1. По адресу Роспатента: Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1;
  2. По почте на адрес Роспатента;
  3. По факсу, но оригиналы необходимо дослать почтой в течение месяца;
  4. Через сайт ФИПС или через Госуслуги (с использованием ЭЦП).
 

После того как Роспатент получит ваши документы, начнется формальная экспертиза.

 

Шаг 6. Формальная экспертиза и экспертиза по существу

 

Когда вы подали все документы, вам остаётся ждать проверки. Сначала Роспатент проверит все документы на правильность оформления. Формальная экспертиза длится до одного месяца.

 

Во время второй экспертизы проверяют, не повторяет ли ваш товарный знак уже существующие. Средний срок проверки — 4-6 месяцев.

 

На что обращают внимание эксперты:

 
  • насколько будущий товарный знак отличается от товарных знаков аналогичных производителей;
  • не состоит ли он из недопустимых элементов, указанных в шаге 1;
  • нет ли в вашем обозначении элементов, которые являются государственными символами или знаками;
  • на наличие элементов, которые могут быть неверно истолкованы потребителем;
  • не противоречит ли товарный знак принципам морали и гуманизма;
  • не похоже ли ваше обозначение на объекты культурного или всемирного наследия;
  • нет ли сходств с обозначением, применяемым к спиртным напиткам и связанным с местом их производства (например, коньяк или шампанское).
 
 

Во время проверки могут возникнуть различные вопросы, связанные с вашим товарным знаком. В этом случае эксперты ФИПС направляют вам уведомления с информацией о необходимых изменениях. Чаще всего возникают такие трудности:

 
  • нет подтверждения об уплате госпошлины;
  • не указан точный перечень товаров;
  • не предоставлены дополнительные материалы, без которых невозможно провести экспертизы по существу;
  • есть сомнения в отношении достоверности документов.
 

Шаг 8. Оплата второй части госпошлины

 

Как только Роспатент вынесет положительное решение о регистрации знака, необходимо оплатить вторую часть пошлины в размере 18 000 рублей. Отдельно напоминаем, что в случае неоплаты в пределах 4 месяцев после регистрации, стоимость пошлины увеличится на 50%, и в сумме пошлины составят 26 000 рублей.

 

Шаг 9. Получение свидетельства

 

Поздравляем! Вы успешно зарегистрировали товарный знак: он вносится в Государственный реестр, а вы получаете свидетельство. Такое свидетельство гарантирует, что никто не может использовать этот знак кроме вас, и подтверждает ваше исключительное право.

 

Шаг 10. Продление срока действия права на товарный знак

 

Исключительное право на товарный знак ограничено по времени действия — 10 лет с даты подачи заявки на регистрацию. Вы можете продлевать регистрацию неограниченное количество раз.

 

Товарный знак защищает интересы вашей компании, и если недобросовестные конкуренты захотят использовать ваш уникальный логотип, вы сможете защитить бизнес с помощью регистрации исключительного права.

Все о развитии бизнеса
с помощью онлайн-инструментов и опыте спикеров-предпринимателей

Узнать больше

Нажимая кнопку «Узнать больше», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, и соглашаетесь с пользовательским соглашением