Онлайн-журнал

Обзор рынка услуг красоты

Уральского федерального округа
Не забывайте про договоры с сотрудниками
Скачайте шаблон ТД
 

Исследование подготовлено компанией MOST.

 
 

Постоянно меняющаяся мода, рост влияния социальных сетей на молодое поколение, появление новых стандартов красоты и требований к внешнему виду привели к тому, что поход в салон уже не ограничивается обычной стрижкой волос. Также популярные услуги в отрасли — маникюр и педикюр, оформление бровей и ресниц, окрашивание и химическая завивка волос. Если говорить о спросе и потребителях, то самая большая доля приходится на людей в возрасте от 18 до 40 лет, из которых большинство — женщины. Среди основных целей посещения — уход за собой, желание расслабиться и отдохнуть (более свойственно для SPA-салонов). Мужчины в своём большинстве посещают салоны для того, чтобы поправить здоровье и улучшить физическую форму. 

 
 

Согласно данным Росстата, общее количество парикмахерских и косметических салонов составляет около 95,5 тысяч единиц, из них в сельской местности расположено порядка 11 тысяч. Среднее количество кресел на парикмахерскую составляет около 3 единиц.

 

На 10 тысяч человек в России приходится порядка 18 кресел (в сельских территориях — 5 кресел), что показывает, что потенциал роста рынка ещё достаточно велик. 

 

Если кратко описать рынок, то ему свойственно наличие большего количества несетевых операторов, рост количества предприятий, появление и популяризация новых форматов (например, барбершопы), дефицит качественных кадров. Рынок парикмахерских и салонов красоты постоянно меняется. Каждый год закрывается и разоряется до 25-30% салонов и открывается столько же новых. Пандемия усугубила тенденцию по закрытию заведений. 

 

На протяжении 2020 г. в крупных городах России закрылось примерно 10% действующих салонов красоты. В пределах Уральского федерального округа больше всего пострадала Тюмень, где количество салонов сократилось на 28%, а менее всего — Екатеринбург, где сокращение составило всего 0,4%. 

 
Диаграмма 1. Количество заведений в сфере красоты и структура заведений по услугам в больших городах Уральского федерального округа (Источник: данные Росстата, оценка MOST)
 

Как видно на диаграмме, чаще всего бьюти-заведения предлагают парикмахерские услуги, а также маникюр и педикюр. Основная причина — это лёгкость начала и ведения бизнеса, поскольку для салона красоты или салона эпиляции нужна закупка дорогого оборудования и косметических средств. Тогда как в случае парикмахерской или маникюрного салона инвестиции будут ниже, а спрос выше, что обеспечит быструю окупаемость. В структуре бьюти-заведений самая большая доля приходится на эконом-сегмент — около 30-35%.

 
 

В 2020 г., из-за ограничений в работе и снижения спроса, объём реализованных услуг в сфере парикмахерских и салонов красоты в Уральском федеральном округе просел на 8,9% и составил 8,1 млрд руб. В денежном выражении более 42% приходится на Челябинскую область. 

 
Диаграмма 2. Динамика реализованных услуг парикмахерских за 2019-2020 гг., млн руб. (Источник: данные Росстата, оценка MOST)
 

Как и другие сферы бизнеса, работа парикмахерских и салонов красоты поддалась карантинным ограничениям, которые ввели в конце марта. 

 

Среди тенденций, которые наблюдались на рынке в 2020 г. выделяются следующие: 

 

Снижение спроса на услуги. В начале ограничений работа салонов и парикмахерских была запрещена, поэтому посещений не было вообще. Но, даже после ослабления ограничений люди не спешили записываться на стрижку или маникюр из-за страха пребывания в общественных местах. Спрос начал восстанавливаться в начале осени, но потом опять ввели ограничения, что привело к убыточности. На протяжении июня-сентября 2020 г. салоны красоты Свердловской области потеряли до 50% выручки, по сравнению с таким же периодом 2019 г. Не удалось улучшить ситуацию и ближе к новому году из-за законодательных ограничений на проведение корпоративных мероприятий. 

 

Рост спроса на услуги парикмахера, или другого специалиста индустрии красоты, на дому. Не все клиенты салонов смогли отказаться от стрижки и маникюра. Адаптируясь под новые реалии, операторы рынка начали предлагать такие услуги на дому. 

 

Снижение показателей занятости и рост количества самозанятых. Карантинные ограничения вынудили салоны красоты временно закрыться, тем самим оставив их без стабильного дохода. Для многих полноценное содержание бизнеса стало невозможным, поэтому оптимизацию расходов начали с сотрудников и аренды. Ситуация усугублялась тем, что салоны красоты практически не воспользовались программами господдержки и льготными кредитами на выплату зарплаты. Частично это объяснялось нежеланием самых предприятий брать займ, поскольку не было уверенности в том, как скоро они смогут вернутся к работе. Вторая причина — это условие, что предприятия могут взять кредит, но должны сохранить 90% сотрудников. Так как программа была внедрена в конце апреля 2020 г., салоны на тот момент уже частично сократили штат. 

 

В то же время, количество самозанятых в сфере красоты в России за 2020 г. выросло в 8 раз, а эта отрасль стала второй по популярности областью для работы. 

 
 

Социальные сети как площадка для продвижения. С каждым годом социальные сети всё больше влияют на жизнь и потребительское поведение людей. Карантинные ограничения только усугубили тенденцию, поскольку постоянное пребывание дома сделало интернет-площадки чуть ли не единственным инструментом для общения. Этим воспользовался и бизнес, который, желая «находиться ближе к клиенту», начал создавать корпоративные страницы в популярных социальных сетях и использовать их как для продвижения услуг, так и привлечение новых клиентов. 

 

Рост цен на базовые услуги. Эта тенденция наблюдалась и до пандемии COVID-19. По итогам 2020 г. средняя розничная цена на мужскую стрижку составляла 444 руб., а на женскую — 576 руб. Годовой прирост — 5,1% и 7% соответственно. 

 
Диаграмма 3. Динамика средней стоимости мужской и женской стрижки в 2015-2020 гг., руб. (Источник: данные Росстата, оценка MOST)
 

Цены в больших городах, таких как Екатеринбург выше среднероссийских. Это обусловлено более высокими расходами на аренду и заработную плату. Так, стоимость женской стрижки в Екатеринбурге, в зависимости от салона, может колебаться от 450 до 4100 рублей, большинство операторов работает в сегменте 700 — 1100 руб. В то же время, в Челябинске ценовой порог ниже: стоимость стрижки стартует от 350 р. Если сравнивать с другими городами, то в Москве цена будет не ниже 700 руб., в Санкт-Петербурге — от 500 руб., Воронеже — от 450 руб. В пределах самого города, на цену прежде всего влияет месторасположение (центр или окраина), оборудование, известность и позиционирование салона, навыки мастера, длина волос клиента, а также используемые материалы при окраске и других процедурах.

 
Таблица 1. Стоимость женской стрижки и окраски волос в больших городах России (в некоторых элитных салонах цены могут быть выше)
 

Весомое значение в формировании цены составляет наценка, которая часто зависит от класса бьюти-заведения. Так, в салонах эконом-класса наценка колеблется от 30% до 40%, в то время как в VIP-салонах достигает 300-400%. 

 

Потенциальному предпринимателю при открытии нового бьюти-заведения стоит учитывать ряд факторов, среди которых локация, рекламное продвижение, а также факторы, влияющие на выбор салона потребителем: качество услуг, близость к дому или работе, внешний вид салона и стоимость. Популярные направления для бизнеса — парикмахерские, салоны маникюра и педикюра. Наблюдается увеличение количества барбершопов. Пандемия и карантинные ограничения имели влияние не только на работу бьюти-заведений, но и на спрос. Так, многие потеряли работу или столкнулись со снижением дохода. С точки зрения бьюти-рынка, это привело к тому, что посетители, которые раньше посещали салоны ценового сегмента «выше среднего» перешли на «средний», тогда как клиенты «среднего» — на «эконом». Препятствуют стабилизации рынка постоянные карантинные ограничения.  

Все о развитии бизнеса
с помощью онлайн-инструментов и опыте спикеров-предпринимателей

Узнать больше

Нажимая кнопку «Узнать больше», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, и соглашаетесь с пользовательским соглашением