Онлайн-журнал

Как правильно рассчитывать себестоимость продукта

Инструкция от Open Academy
Дополнительные материалы к статье
Шаблон расчёта ДДС (движение денежных средств)
 

Как достичь целевой выручки

Изучите два основных способа достижения целевой выручки — увеличение среднего чека и увеличение количества клиентов. Определите, как вести себя в обоих случаях.

no link

Изучите два основных способа достижения целевой выручки — увеличение среднего чека и увеличение количества клиентов. Определите, как вести себя в обоих случаях.

 

Себестоимость — такое привычное слово, но не все предприниматели знают, как правильно посчитать затраты на производство и продвижение продукта. Мы подготовили для вас статью, в которой разберём все тонкости, связанные с себестоимостью продукта, чтобы у вас не осталось никаких сомнений.

 
 

Что такое себестоимость

 

Помните, как в «Трое из Простоквашино» дядя Фёдор учил Шарика: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное». Так и в бизнесе: прежде чем предлагать какой-то продукт, необходимо потратиться на производство, покупку, продвижение. Все эти расходы и есть себестоимость вашего товара или услуги.

 

Например, есть интернет-магазин. Сначала предприниматель закупает товары оптом, доставляет их на свой склад и продаёт в розницу. Чтобы товар преодолел путь от оптового склада до клиента, владелец должен оплатить сам товар, его доставку на свой склад, рекламу, доставку до клиента.

 

Другой пример: у вас строительный бизнес, и вы строите коттедж на заказ. Себестоимость будет складываться из стройматериалов и оплаты труда строителей. 

 

Зачем считать себестоимость

 

Знать реальную стоимость продуктов выгодно, эта информация поможет вам:

 
  1. Правильно назначить цену на товар. Когда вы ориентируетесь только на рынок, можно просчитаться и начать продавать дешевле себестоимости. Но что делать, если средняя рыночная цена ниже себестоимости? Вы можете либо сокращать расходы на производство, либо вкладываться в маркетинг, чтобы убедить покупателей, что ценность продукта намного выше его цены.
  2. Управлять расходами и доходами компании. Самый простой способ увеличить прибыль компании — снизить себестоимость.
  3. Соотнести себестоимость с рыночной ценой. Такое соотношение поможет вам увидеть, насколько выгодно реализовывать новую идею. Если себестоимость оказывается выше рыночных условий, лучше отказаться от проекта и искать что-то более выгодное.
 
 

Какая бывает себестоимость

 

Бывает нормативная и фактическая себестоимость, и для грамотного учёта необходимо считать обе.

 

Нормативная себестоимость рассчитывается при планировании — до того, как приступать к проекту и начинать производство. Это ориентировочный план, ваши ожидания от реальных затрат на ваш продукт.

 

Фактическая себестоимость — та, что вышла по факту реализации проекта, производства изделий, закупки товара. Например, заказали товар за границей, посчитали стоимость партии в рублях на день заказа. А пока товар везли к вам, курс изменился — значит, и себестоимость станет другой. 

 

Какие методы помогают рассчитывать себестоимость

 

В зависимости от того, как вы производите продукт, вы можете использовать один из трёх методов:

 
  • позаказный,
  • попередельный,
  • попроцессный.
 

Пример позаказного расчёта — студия авторского дизайна интерьеров. Каждый объект у неё уникален, поэтому и себестоимость приходится под каждый заказ рассчитывать заново.

 

Попередельный метод применяется на предприятиях с серийным производством. В пекарне в одном цеху месят тесто, в другом выпекают хлеб, пирожки, кексы и прочее, а в третьем всё это фасуют. Себестоимость продукции на каждом этапе рассчитывается отдельно.

 

Попроцессный метод используют компании с несложным циклом производства — например, лакокрасочный завод. Здесь считаются расходы на всю партию продукции целиком.

 
 

Есть другая классификация методов для расчёта себестоимости: по полноте включения затрат себестоимость делится на полную и директ-костинг. В первом случае учитываются все затраты: как прямые, так и косвенные, не влияющие непосредственно на производство вашего продукта. В этом способе возникает много сложностей, например, как правильно рассчитать косвенные затраты, если у вас большой ассортимент товаров и услуг.

 

Директ-костинг более применим к реалиям бизнеса. Этот метод учитывает только прямые расходы, а косвенные отбиваются при реализации товаров или услуг.

 

Как считать себестоимость

 

Чтобы посчитать себестоимость с помощью директ-костинга, необходимо разделить все расходы на прямые и косвенные.

 

Прямые расходы — это те, которые бизнес несёт, чтобы приобрести или произвести конкретный товар, оказать конкретную услугу. Например, для бизнеса по строительству бань это закупка материалов, зарплата рабочих (если они на сделке), транспортные расходы. Эти расходы нам и нужны при расчёте себестоимости.

 

Косвенные расходы — это те, которые не относятся напрямую к производству продукции. В том же бизнесе по строительству бань это будут налоги, зарплата бухгалтера, аренда офиса. Эти расходы не нужны при расчёте себестоимости. Зная прямые расходы, мы можем посчитать себестоимость всей партии и, если надо, отдельной единицы товара.

 

А как быть предпринимателю, если у него в ассортименте десятки различных товаров? Вам поможет точка безубыточности. Этот показатель демонстрирует, какая выручка покроет себестоимость и все косвенные расходы.

 

Прямые расходы относятся к переменным: чем больше вы производите товаров, тем выше эти расходы. А косвенные расходы — постоянные: они не зависят от объёма производства. От соотношения переменных и постоянных расходов и цены продукции зависит точка безубыточности. Она определяет такой объём продаж, при котором предприятие покрывает все свои расходы, не получая прибыли.

Все о развитии бизнеса
с помощью онлайн-инструментов и опыте спикеров-предпринимателей

Узнать больше

Нажимая кнопку «Узнать больше», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, и соглашаетесь с пользовательским соглашением