Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как оформлять права на интеллектуальную собственность

Если у вас стартап

 

В 2019 году компания Rambler подала в суд на своего бывшего сотрудника Игоря Сысоева, чтобы получить права на его веб-сервер nginx, который он создавал параллельно с основной работой. Дело стало одним из самых громких в России, но быстро развалилось. Компания отозвала претензии, потому что Сысоев ничего не нарушал и имел полные права на свой продукт.

 

Стартапам нужно быть готовым к таким ситуациям, чтобы избежать проблем или минимизировать последствия. Вместе с юристами сервиса Raketa.one разбираемся, как обезопасить продукт на разных этапах разработки.

 

Вы придумали идею и приступаете к разработке

 

Допустим, вы решили запустить стартап и придумали идею приложения. Кажется, никто не додумается до похожего — или додумается, но не в таком же виде. И тут подстерегает опасность: партнёр или сотрудник может позаимствовать вашу задумку, выдать её за свою и реализовать быстрее. Как защитить идею, если вокруг неё пока нет даже начальных разработок?

 

Обеспечьте конфиденциальность уже на этапе идеи. Пока у вас есть только идея и у неё нет «осязаемой» формы, единственным работающим советом будет держать идею в секрете — даже от близких друзей и родственников. Но как только вы начали вплотную работать над продуктом, а команда единомышленников стала проектной командой, пора вводить режим конфиденциальности информации. 

 
 

Вот как это сделать:

 

1. Определите, какая информация является конфиденциальной.

 

Любая информация, которая касается вашего продукта или имеет потенциальную коммерческую ценность, до тех пор, пока о ней не знают третьи лица, может быть конфиденциальной. Например, это может быть презентация вашего продукта, методики и алгоритмы работы, исходный код, информация о тестировании системы. 

 

Часто конфиденциальной информацией является ноу-хау — «секрет производства». К нему относятся аналитические данные, планы по выводу продукта на рынок, ТЗ для сотрудников, схемы по управлению персоналом. Всё это тоже можно и нужно защищать от конкурентов.

 

2. Обеспечьте техническую инфраструктуру для хранения и использования конфиденциальной информации. 

 

Определите перечень технических решений и способы, которые ваша команда будет использовать для работы с продуктом и конфиденциальной информацией — например, CRM-системы или облачные хранилища данных. Разместите и структурируйте всю конфиденциальную информацию в этих системах.

 

3. Установите порядок доступа и передачи конфиденциальной информации. 

 

Определите, у кого из сотрудников будет доступ к секретной информации. Укажите, по каким каналам могут передаваться данные — например, только через облачные хранилища.

 

Важно! Обязательно маркируйте конфиденциальные данные. Если используете бумажные документы и материальные носители, нанесите на них пометку о секретности. Если пользуетесь электронными документами и облачными хранилищами, добавьте пометку о конфиденциальности в названия папок.

 

Так никто из сотрудников не сможет сказать: «Я не знал, что эту информацию нельзя разглашать».

 

Стоит также указать, кому и какую информацию передавать всё-таки можно. Например, потенциальным инвесторам, юридическим консультантам или финансовым службам. 

 

4. Разработайте документальную базу.

 

Когда вы определились, какую информацию следует охранять и как с ней обращаться, закрепите эти правила на бумаге. 

 

Как это сделать: разработайте и утвердите Положение о конфиденциальной информации. Положение — внутренний документ или инструкция для команды. В нём прописано, что такое конфиденциальная информация и что с ней можно делать. В Положении нужно описать:

 
  • какая информация считается конфиденциальной;
  • порядок доступа и обращения с такой информацией;
  • средства защиты информации;
  • ответственность за её разглашение.
 

Важно! При определении перечня конфиденциальной информации избегайте размытых формулировок.

 

Пример: «Любая информация о деятельности компании и о продукте, доступная сотруднику» — плохая формулировка. А вот несколько хороших примеров: база данных и досье клиентов, продуктовая стратегия и бизнес-план, методика расчёта цен, исходный код программы.

 
 

5. Доработайте трудовые договоры с сотрудниками.

 

Включите в них обязательства по неразглашению конфиденциальной информации и нужные отсылки к тексту Положения. 

 

Также рекомендуем разработать ваш собственный стандартный образец соглашения о конфиденциальности (NDA — non-disclosure agreement). Его следует подписывать со всеми, кому вы будете передавать конфиденциальные сведения, будь то инвестор, новый бизнес-партнёр или подрядчик.

 

6. После того как вы разработали и оформили все меры по введению режима конфиденциальности, расскажите о новых правилах сотрудникам.

 

Расскажите сотрудникам, как следует обращаться с информацией. Убедитесь, что каждый сотрудник прочитал Положение и зафиксируйте это.

 

Объясните, к чему может привести разглашение информации. Например, на рынке появится новый конкурент, часть клиентов уйдет к нему и вы вместе с сотрудниками лишитесь части прибыли. Также можно рассказать, какая ответственность наступает за намеренное разглашение конфиденциальных сведений.

 

7. Поддерживайте режим конфиденциальности. 

 

Даже сотен подписанных документов может быть недостаточно, чтобы сотрудники точно поняли, что и кому разглашать можно, а что — нельзя. Большинству сотрудников для работы не нужна абсолютно вся информация, которая есть у компании. Например, дизайнеру, который делает прототип сайта, не нужно знать о вашей стратегии выхода на рынок. Раскрывайте ровно столько данных, сколько нужно сотрудникам для работы, регулярно обновляйте перечни конфиденциальных сведений, актуализируйте документы и знакомьте с ними сотрудников, внедряйте дополнительные технические меры защиты информации.

 
 

Вы собираете команду разработчиков для создания продукта

 

Обычно, когда кто-то только начинает создавать продукт, его меньше всего волнует формальная сторона вопроса. Весь этот бюрократизм — вопросы найма команды, оформления интеллектуальных прав, подписание соглашений — кажется далеким и совсем не важным. 

 

Но вот чем это чревато. По умолчанию в законе прописано: права на объект интеллектуальной собственности (далее — IP-объект) изначально принадлежат его автору. Получается, по закону владельцем вашего продукта может быть конкретный разработчик, который писал программный код. 

 

Чтобы компания стала правообладателем IP-объекта и могла распоряжаться интеллектуальными правами на свою разработку, с автором этого IP-объекта нужно оформить соглашение. В соглашении важно чётко договориться, что исключительные права на создаваемый IP-объект принадлежат компании — заказчику или работодателю. 

 

Пример: в компанию нанимается программист — назовем его Петров. Петров написал программный код. Компания на базе кода создала мобильное приложение, которое вскоре стало коммерчески успешным. Спустя некоторое время Петров подает судебный иск на компанию о нарушении его интеллектуальных прав и незаконном использовании созданного им программного кода. Петров требует выплатить ему компенсацию и прекратить использование программы.

 

Скорее всего, Петров выиграет суд, ведь компания не смогла доказать, что правообладателем программы является она и Петров в своё время получил вознаграждение за проделанную работу.

 

Важно! Если вы не сможете подтвердить документально, что права на актив принадлежат компании, инвестор может отказать вам в финансировании.

 

Что нужно учитывать при заключении разных договоров на разработку IP-объекта: общие правила о приёме на работу

 

1. Договоры должны быть оформлены письменно.

 

Нельзя просто пожать руку новому программисту и сказать: «Ну, Петров, добро пожаловать в команду!» Джентльменское соглашение не увеличит ваши шансы в суде, если на вас подадут иск о незаконном использовании интеллектуальной собственности. Все договоры и соглашения должны быть оформлены в письменном виде.

 

2. Чётко формулируйте предмет.

 

Из договора должно быть понятно, какой результат вы получаете при завершении работы над продуктом.

 

Плохой пример: По условиям договора Автор обязуется разработать для Заказчика программное обеспечение, а Заказчик обязуется принять результат работы Автора и заплатить вознаграждение в размере, указанном в договоре. 

 

Хороший пример: Автор по заданию Заказчика, указанному в приложении №1 к Договору (далее — Техническое задание), обязуется создать программное обеспечение, предназначенное для проведения электронных торгов в рамках облачной платформы (далее — Объект), клиентский доступ к которому осуществляется через сайт Заказчика в сети Интернет по адресу: https:// wwwwwwww.com/ (далее — Сайт).

 

3. Пропишите, кому будут принадлежать права на созданный объект.

 

Прямо пропишите в договоре, что исключительные права на создаваемый IP-объект переходят, то есть отчуждаются, в пользу Заказчика. Если не включить это условие в договор с автором, права останутся у автора со всеми вытекающими последствиями, как в истории с Петровым.

 

Также важно зафиксировать в договоре момент перехода прав на IP-объект. Часто это происходит в момент подписания акта выполненных работ / оказанных услуг между автором и заказчиком.

 

Как оформить права на IP-объекты, создаваемые работниками компании

 

Вернемся к истории с Петровым. Петров был оформлен в штат компании на должность главного разработчика. С ним был заключен трудовой договор, по которому компания исправно дважды в месяц платила ему зарплату. Так почему же суд решил, что права на программный код принадлежат Петрову, а компания не имеет к разработке никакого отношения?

 

Во-первых, по трудовому договору компания платит за постоянную деятельность, а не за конкретный результат этой деятельности. Во-вторых, если ваш сотрудник создал IP-объект, он должен его вам передать, и это нужно зафиксировать. Вот как нанимать на работу сотрудников, чтобы результат их интеллектуальной деятельности по закону был вашим:

 

1. Сформулируйте обязанности сотрудника.

 

Пропишите в тексте трудового договора или в должностной инструкции сотрудника, что именно разработка IP-объекта входит в его трудовые обязанности.

 

2. Оформите техническое задание.

 

Нет каких-то строгих правил к форме и содержанию технического задания. Но из него должно быть понятно, что конкретный продукт был создан для работодателя и по его заданию. Именно эта информация может оказаться решающей в суде.

 

В идеале техническое задание нужно составлять и подписывать на бумаге. Но если такой возможности нет, можно использовать электронные сервисы по управлению проектами — Jira, Trello. В таком случае нужно прописать в договоре, что вы ставите сотруднику задачи в этих сервисах. А еще лучше — разработать внутреннее положение компании о служебных объектах интеллектуальной собственности и подписать его с работником уже при приёме на работу.

 

3. Оформите передачу прав.

 

Зафиксируйте, что ваш сотрудник сдал вам результат своей деятельности, который получился на основании вашего технического задания.

 

4. Выплатите авторское вознаграждение.

 

Важно! Неверно прописывать в трудовом договоре, что авторское вознаграждение включено в зарплату. Его нужно проводить отдельным платежом.

 

Авторское вознаграждение — выплата, которую получает автор (в данном случае программист, который написал код) за передачу исключительных прав работодателю. Размер вознаграждения никак не регулируется законом, и стороны обычно просто договариваются о небольшой формальной сумме — например, 10 000 рублей.
Не нужно перечислять авторское вознаграждение каждый месяц. Эти деньги выплачиваются, только когда вам передают результат работы.

 

Появился готовый продукт

 

Наконец у вас появился готовый продукт. Наверняка вы ещё будете доделывать его и обновлять, но он уже работает. Надо задуматься о том, как продавать этот продукт и защищать права на него. На этом этапе вам может потребоваться помощь юристов: они подскажут, какое место занимает созданный вами продукт в перечне объектов интеллектуальной собственности, нужно ли его регистрировать, получать патенты и каким образом это сделать.

 

Вот пара полезных советов на этот счёт.

 

-Если вы создали то, что может считаться изобретением, правовую охрану вы получите после получения патента. 

 

-Если же вы создали программное обеспечение, регистрировать его необязательно. По закону программные продукты (программы для ЭВМ) охраняются нормами авторского права. Это означает, что права на программу у вас возникают с момента ее создания.

 

-Но на практике вам часто будет требоваться свидетельство, которое подтвердит, что именно вы правообладатель программы и можете ею распоряжаться. Например, такое свидетельство обычно нужно контрагентам. Также свидетельство на программу может потребоваться при регистрации вашей программы — например, мобильного приложения — на площадках Play Маркет или App Store. Именно поэтому мы рекомендуем зарегистрировать вашу программу в патентном ведомстве и получить на неё свидетельство. 

 

Чек-лист: как защитить интеллектуальную собственность в стартапе

 

1. Ввести режим конфиденциальности. Защитите идею. Разработайте и подпишите нужные документы с партнёрами и сотрудниками.

 

2. Оформить соглашения с командой. Подпишите с сотрудниками трудовой или гражданско-правовой договор. Не так важно, какой именно документ вы подпишете — важно учесть в нём все условия, о которых мы рассказали выше.

 

3. Не забыть про вознаграждение и документы. Выплачивайте авторское вознаграждение, оформляйте техническое задание и подписывайте документы о передаче вам результатов интеллектуальной деятельности.

 

4. Определить способы дальнейшей защиты вашего продукта. При необходимости зарегистрируйте его в патентном ведомстве.