Онлайн-журнал

Анализ рынка аптечного ритейла России

Общие тенденции развития рынка в 2020 г.
 

Исследование подготовлено компанией MOST.

 

Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на рынок аптечного ритейла. С одной стороны, она стала двигателем законодательных инициатив, с другой же — повлияла на тенденции и продажи. 

 

Первые законопроекты касательно регуляции онлайн-торговли на фармацевтическом рынке начали появляться еще в 2017 г. Но на протяжении длительного периода они так и оставались инициативами на бумаге. Пандемия COVID–19 ускорила процесс — Президент подписал Указ о возможности дистанционной продажи безрецептурных лекарственных средств, который начал действовать в апреле 2020 г. Согласно новым правилам, люди получили возможность покупать лекарственные средства как на сайте аптеки в интернете, так и с помощью мобильных приложений. Доставка заказанных лекарств в данном случае не обязательно «ложится на плечи» операторов рынка — покупатель может самостоятельно забрать заказ в ближайшей аптеке. 

 

На конец 2020 г. разрешения на онлайн-торговлю безрецептурными лекарственными препаратами получило около 350 юридических лиц. Таким образом, интернет-продажи осуществляли почти 110 аптечных сетей и более 12 тыс. точек. 

 

Такой шаг со стороны правительства привел к росту доли электронной коммерции в структуре продаж. В 2019 г. на онлайн-сегмент приходилось 4,5% продаж, тогда как в 2020 г. этот процент вырос до 6,1%. Рост продолжился и в 2021 г. — по итогам апреля 2021 г. на электронную коммерцию приходилось 8,9%. Данному сегменту свойственна сезонность — рост зимой и снижение доли в летний период. Так, например, в 2020 г. пик онлайн-продаж приходился на декабрь — 8,5%. 

 
 

Способствовал развитию диджитализации на рынке Приказ Минздрава РФ, согласно которому аптеки получили разрешение отпускать лекарственные препараты по электронным рецептам. 

 

Карантинные ограничения привели и к изменению потребительского поведения. Первые карантинные ограничения были в марте-мае. Для аптек данный период характеризуется ростом сезонных простудных и вирусных заболеваний, а также обострением хронических заболеваний, что в свою очередь ведет к росту продаж. Но так как в это время люди больше времени проводили дома и меньше контактировали с другими людьми, показатели заболеваемости снизились. Тем не менее, многие под воздействием панических настроений в марте увеличили количество закупок лекарственных средств. Поэтому в марте наблюдался рост продаж, с дальнейшим снижением в апреле–мае. Для того, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию по продажам, операторы начали предпринимать меры.  

 
 

По итогам 2020 г. наблюдались следующие тенденции: 

 
  • рост наценки на лекарства — в 2020 г. в первой половине года наблюдалось резкое снижение наценки на лекарства, связанное со снижением продаж, но уже во второй половине 2020 г., для того чтобы компенсировать потери первой половины 2020 г. — наценка начала расти. По итогу, в апреле 2021 г. наценка превышала показатели как карантинного 2020 г., так и докарантинного 2019 г. на 1,5 п.п. и 1,8 п.п. соответственно.
  • рост средневзвешенной стоимости упаковки. В данном случае имеет место как рост наценки, так и инфляционные процессы, которые наблюдаются в России.
  • снижение доли дешёвых медицинских препаратов в ассортименте, как в количественном, так и денежном выражении. С одной стороны, стали дороже сами препараты, с другой — наценка на такие препараты минимальная, что не позволяет аптекам зарабатывать на таких товарах.
  • увеличение ассортимента аптек. Для того чтобы привлечь больше потенциальных клиентов, аптеки всё чаще начинают включать в ассортимент биодобавки, различные косметические товары и др. 
 

Объем реализации и количество аптек, лидеры рынка

 

Несмотря на «карантинные вызовы» для бизнеса, по данным экспертов, емкость рынка аптечного ритейла в денежном выражении в 2020 г. выросла на 10% и достигла 1407 млрд руб. В то же время, прост количества аптек замедлился и составил 0,8%.

 
Источник: данные операторов рынка, DSM
 

Самую большую сеть в России имеет АСНА — 11,9 тыс. точек, годовой прирост – 27,3%. Эта сеть характеризуется и самым большим объемом реализации в 2019-2020 гг. По количеству точек, также в ТОП-3 попадают Имплозия и Ригла, тогда как по объему реализации Имплозия уступает свои позиции, а тройку закрывает ГК Эркафарм. 

 
Источник: данные операторов рынка, DSM *являются лидерами рынка по объёму реализации
 

В структуре рынка в денежном выражении, доля тройки лидеров на протяжении 2018 – 2020 гг. выросла с 24% до 26%.

 

Франчайзинг в сфере аптечного ритейла России (с точки зрения инвестирования в аптечный бизнес)

 

Для рынка аптечного ритейла не новым понятием является и франшиза: многие операторы рассматривают её как оптимальный вариант для быстрого масштабирования собственного бизнеса на территории всей России. Самостоятельный выход в отдельные округа страны требует много усилий, начиная с анализа рынка и увеличения размера управленческого штата, самостоятельный контроль работы каждой аптеки, в то же время, франшиза помогает закрыть вопрос поиска инвестиций, поскольку франчайзи вкладывает собственные деньги в открытие точки и закупку всех необходимых товаров. На текущий момент, в России данное направление представлено более 20-ю франшизами.

 

Среди аптек, которые работают по франшизе, самую большую общую сеть имеет Ригла, хотя в структуре сети франчайзинговые точки занимают менее 1%. Самую большую франчайзинговую сеть имеет Эвалар. 

 

Размер начальных инвестиций в первую очередь зависит от выбранного формата, площади аптеки и потребности в персонале. Среди представленных на рынке вариантов, начальные инвестиции колеблются от $6600 до $75000. Стоит обращать внимание и на тот факт, что включают в себя сами инвестиции — если в описании франшизы размер инвестиций составляет до $10000, то здесь подразумевается либо экспресс аптека/аптечный пункт, либо аптека по франшизе открывается на базе существующей аптеки (которая по тем или иным причинам не приносит должной прибыли).

 

Как измерить эффективность ведения соцсетей

Узнайте, как понять, что все работает правильно и на какие показатели ориентироваться на старте.

no link

Узнайте, как понять, что все работает правильно и на какие показатели ориентироваться на старте.

 

Для большинства сетей стратегически важными регионами являются Московская и Ленинградская области (здесь представлено больше всего франшиз).  

 

Если говорить об отчислениях, то франшиза, помимо инвестиций, предусматривает три вида платежей — единоразовый паушальный взнос, роялти и отчисления на маркетинговое продвижение (на рекламу).

 

Размер паушального взноса в большинстве франшиз колеблется от $100 до $2000. Таким образом франчайзи покупает право на торговую марку и бренд франчайзера. В некоторых франшизах паушальный взнос отсутствует, что может быть связано как с целью компании привлечь больше потенциальных франчайзи и быстро расширить свою сеть, так и с тем, что роялти в таких франшизах может быть выше. 

 

Роялти — это регулярный платёж, который платит франчайзи. Оно может быть представлено, как процент от продаж, так и фиксированная сумма. На рынке много предложений, которые не имеют роялти, в других же случаях — оно устанавливается в индивидуальном порядке, в зависимости от города и формата франшизы. 

 

Есть также варианты, когда франчайзеры не устанавливают ни паушальный взнос, ни роялти. Здесь финансовая выгода франчайзера может быть заложена в условиях поставок товаров.

 

Срок окупаемости также зависит от разных факторов, среди которых не последнее место имеет локация — аптека в месте с хорошим трафиком окупается быстрее. Важным фактором является и наличие рядом конкурентов. 

 

Несмотря на то, что практически все франчайзеры берут рекламное продвижение на себя, рекламные отчисления в большинстве франшиз отсутствуют. 

 
 

Перспективы развития в 2021 г.

 

Если говорить о перспективах развития рынка аптечного ритейла, то в 2021 г., исходя из тенденций роста стоимости лекарственных средств и возвращению к докарантинным показателям, объем рынка в денежном выражении продолжит рост. 

 

По самому рынку — наблюдается укрупнение уже существующих лидеров рынка и снижение доли региональных и локальных игроков. До 2020 г. основным драйвером развития рынка аптечного ритейла были операции по поглощению и слиянию предприятий. В прошлом году данная тенденция немного просела — такие операции носили в основном точечный характер, что может объясняться влиянием карантинных ограничений на экономике отрасли. В 2021 г. операторы могут вернуться к модели укрупнения бизнеса за счёт мелких игроков. Прежде всего из-за того, что во многих регионах рынок является довольно насыщенным и открывать полностью новую аптеку может быть нецелесообразно. Поэтому, количество аптек в целом может особо не измениться. Другим фактом, подтверждающим данную тенденцию, являются и те статистические данные, которые приводят эксперты рынка — в декабре 2020 г. количество федеральных сетевых аптек выросло на 1100, тогда как региональных и несетевых снизилось на 1780. 

 

Помимо этого, сами крупные аптечные сети в своих планах на 2021 г. заявляют о намерениях открыть новые точки, продолжить экспансию регионов России, работать над повышением уровня узнаваемости бренда. 

 

Вполне возможным является и развитие франчайзингового направления в аптечном ритейле. Только связанно это будет не столько с созданием новых аптек, а скорее переформатирование уже действующих — во время пандемии многие локальные одиночные операторы рынка столкнулись со снижением объемов продаж, в некоторых случаях даже убыточной деятельностью. Поэтому для них франшиза является тем вариантом, который поможет бизнесу остаться на плаву, хотя уже и под другим брендом. 

Все о развитии бизнеса
с помощью онлайн-инструментов и опыте спикеров-предпринимателей

Узнать больше

Нажимая кнопку «Узнать больше», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, и соглашаетесь с пользовательским соглашением