Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как разрабатывать финансовый план

6 шагов от цели к бюджету

 

Финансы — важная часть любого бизнеса. Без грамотного подхода к этому вопросу не получится масштабировать или развивать компанию. В этой статье мы разберём, как правильно разрабатывать финансовый план, который будет реально достигнуть.

 

Зачем нужен финансовый план

 

В финансах компании можно выбрать один из двух вариантов управления: довериться случаю или за всем следить. Да, первый проще, но приготовьтесь, что вам придётся систематически искать деньги за зарплаты, когда надо будет оформлять закупку, средств не будет. Если выберете следить за всем, то надо будет систематически это делать, планировать выручку и прибыль и постоянно контролировать весь процесс.

 

Зато с финансовым планом вы сможете развивать компанию в нужном вам направлении, находить средства для создания новых проектов, запуска рекламных кампаний и сотрудничества с теми лидерами мнений, с которыми вы сами захотите.

 

Если вы выбираете создавать финансовый план, то вот вам простая схема.

 
 

Шаг 1. Собрать информацию о вашей компании

 

Как собрать и структурировать эту информацию максимально точно? Вам помогут три главных отчёта: 

 
  • Отчёт о движении денежных средств. Покажет, сколько денег на счетах компании.
  • Отчёт о прибылях и убытках. Сколько заработала компания за прошедший период.
  • Управленческий баланс. Активы и пассивы бизнеса.
 

Подробнее об этих отчётах и автоматизации учёта финансов мы рассказываем на бесплатном курсе «Как автоматизировать финансы в бизнесе».

 
 

Из отчётов вы соберёте главные показатели:

 
  • Денежный поток: сколько денег приходит, сколько уходит и сколько в итоге остаётся. В ДДС.
  • Выручка. В отчёте ОПиУ.
  • Постоянные и переменные расходы. В отчёте ОПиУ.
  • Маржинальность. В отчёте ОПиУ.
  • Рентабельности. В отчёте ОПиУ.
 

Собранные цифры станут вашей базой для дальнейшего планирования. Плюс эти отчёты помогут вам трезво оценить возможности вашей компании.

 
 

Шаг 2. Поставить цель

 

Вы сами выбираете цель, зачем вам заниматься планированием средств бизнеса. Например, они могут быть такими:

 
  • Безопасность: создать резервный фонд на определённую сумму.
  • Развитие: открыть новые филиалы или направления.
  • Личная цель: купить дом или поехать в путешествие, о котором давно мечтали.
 

Шаг 3. Составить финансовую модель

 

Так постепенно мы приближаемся к финансовому плану. Модель — это оцифровка вашего бизнеса. Удобнее всего оформить её в виде таблицы, где все значения связаны между собой. 

 

Вы будете менять показатели и оценивать, как поменялась ситуация в вашем бизнесе. Например, решите вы увеличить средний чек на 1000 рублей и увидите, что общая выручка увеличится на несколько миллионов рублей. Такой простой шаг, а такие колоссальные изменения.

 

Для финансовой модели вам понадобится воронка продаж, список расходов, оборотный капитал и денежный поток. Вы заносите в таблицу приблизительные (точные будут уже в бюджете) показатели и получаете правдивый план.

 

Шаг 4. Разработать три сценария

 

Когда финансовая модель готова, можно переходить к планам. Вам нужно разработать три сценария развития: план минимум, норма и максимум. Давайте разбираться, как они отличаются.

 

План минимум. Его легко выполнить. Этот план для подстраховки, если остальные не получаются. Ниже этой границы лучше не падать, иначе пропадёт мотивация заниматься бизнесом.

 

План норма. Зона развития бизнеса. Таких результатов можно достичь, если опустить «хочу» до «могу» и детально проработать план.

 

План максимум. Идеальный план, когда на каждом светофоре вам загорается зелёный цвет. На этот план не стоит ориентироваться — он отнимет очень много сил. Но бывает разное. Например, клиент захочет купить все ваши товары на складе. Такое бывает, но чаще это удача. 

 
 

Шаг 5. Бюджетирование

 

Ориентируясь на план норма, вам необходимо составить и принять бюджет. В бюджете необходимо указать больше точных данных. Если в финансовой модели можно просто сказать, что выручка примерно такая, то в бюджете надо прописать, какие продукты продаются, по какой цене, какой объём продаж будет в тот или иной месяц и так по каждому показателю.

 

О чём ещё важно сказать, когда вы составляете бюджет. Нельзя просто наметить план на миллион продаж без обсуждения этого с производством. Когда вы вместе с другими сотрудниками, топ-менеджерами или руководителями отделов планируете развитие компании, получается создать бюджет, который будет соответствовать целям развития компании.

 

Шаг 6. Регулярный план-факт анализ

 

И вот вы научились планировать и создали план на ближайший год. Но это только 5% всей работы. Остальное происходит в течение всего года. И важно постоянно мониторить, соблюдаете вы план или нет. Для этого и нужен регулярный план-факт анализ.

 

В план-факт анализе смотрим, где мы находимся, куда двигаемся и какой результат получаем. План — то, что было запланировано. Факт — то, как сейчас обстоят дела. Это твёрдые данные. 

 

И когда вы видите, что что-то пошло не так, необходимо выяснить все причины этого и устранить их. Звучит всё просто, но на деле, это постоянный мониторинг происходящего и анализ ситуации в вашей компании.