Онлайн-журнал

Как PEST-анализ помогает планировать бизнес

И что это такое
 

Любой бизнес существует в тесном контакте с внешней средой. В долгосрочном планировании деятельности важно учитывать влияние окружения и его последствия. Open Academy расскажет о PEST-анализе, который позволяет оценить воздействие внешних сил на бизнес.

 

Что означает термин PEST-анализ

 

PEST-анализ — это маркетинговый инструмент, который помогает определить последствия влияния внешних факторов и оценить их значимость для бизнеса в перспективе. Прогнозирование значимых последствий помогает предусматривать вероятные ошибки и принимать объективные решения.

 

Суть PEST-анализа состоит в исследовании макросреды — внешнего окружения, косвенно влияющего на деятельность организации и на которое сама организация повлиять не может. Собственно, основные факторы макросреды, которые оказывают наиболее существенное влияние на любой бизнес, и составляют аббревиатуру PEST:

 
  • Politics. Политические факторы подразумевают анализ влияния государства, правительства, налогового законодательства, органов государственной власти.
  • Economics. Экономические факторы охватывают такие объекты, как коэффициент инфляции, уровень цен и заработной платы, стоимость энергоресурсов, изменение ВВП и валютного курса, общий уровень развития экономики и рынка, уровень безработицы и прочее.
  • Socio-culture. Социокультурные факторы предполагают изучение поведения потребителей, общепринятых привычек, демографической структуры, культурных особенностей и так далее.
  • Technology. Технологические факторы включают исследование различных технологических изменений: политики в отношении интеллектуальной собственности, новых технологий и разработок, оптимизации технического оборудования и тому подобного.
 

Анализ перечисленных внешних факторов помогает всесторонне оценить текущее положение компании на рынке и спрогнозировать её наиболее вероятное будущее. 

 
 

Как выполняют PEST-анализ

 

Осуществление PEST-анализа — достаточно длительный и объёмный процесс. Мы постараемся кратко описать самую суть:

 
  1. Установите внешние факторы, которые оказывают ощутимое влияние на компанию, её деятельность и прибыль. Список факторов у каждого бизнеса будет свой.
  2. Соберите информацию о текущем состоянии каждого фактора. Используйте публичные отчёты, результаты маркетинговых исследований, данные СМИ и всё, что поможет сформировать мнение о конкретном факторе.
  3. Проанализируйте каждый значимый фактор. Оцените текущий уровень влияния каждого фактора и вероятность изменения фактора в течение нескольких предстоящих лет. 
  4. Проранжируйте факторы с учётом важности влияния, в том числе с учётом вероятных изменений, для компании. Те факторы, которые влияют более всего, будут находиться вверху списка. Чем выше фактор по значимости, тем более интенсивного мониторинга он требует.
  5. Спрогнозируйте, какие последствия могут произойти для компании под воздействием влияния значимых факторов. Составьте план действий для разных сценариев. Особое внимание уделите мерам, которые помогут снизить негативное влияние.
 

PEST-анализ помогает объективно оценить возможности компании и перспективы развития, а также разработать долгосрочную стратегию компании с учётом воздействия макросреды. В частности, метод позволяет выявить внешние возможности и вероятные угрозы, определить тенденции делового мира, предотвратить заведомо убыточные проекты, сформировать мнение о среде при выходе на новые рынки. Как правило, PEST-анализ проводят в перспективе 3-10 лет и ежегодно корректируют.

Дополнительные материалы
Вопросы для PEST-анализа

Все о развитии бизнеса
с помощью онлайн-инструментов и опыте спикеров-предпринимателей

Узнать больше

Нажимая кнопку «Узнать больше», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, и соглашаетесь с пользовательским соглашением