Любой бизнес существует в тесном контакте с внешней средой. В долгосрочном планировании деятельности важно учитывать влияние окружения и его последствия. Open Academy расскажет о PEST-анализе, который позволяет оценить воздействие внешних сил на бизнес.
PEST-анализ — это маркетинговый инструмент, который помогает определить последствия влияния внешних факторов и оценить их значимость для бизнеса в перспективе. Прогнозирование значимых последствий помогает предусматривать вероятные ошибки и принимать объективные решения.
Суть PEST-анализа состоит в исследовании макросреды — внешнего окружения, косвенно влияющего на деятельность организации и на которое сама организация повлиять не может. Собственно, основные факторы макросреды, которые оказывают наиболее существенное влияние на любой бизнес, и составляют аббревиатуру PEST:
- Politics. Политические факторы подразумевают анализ влияния государства, правительства, налогового законодательства, органов государственной власти.
- Economics. Экономические факторы охватывают такие объекты, как коэффициент инфляции, уровень цен и заработной платы, стоимость энергоресурсов, изменение ВВП и валютного курса, общий уровень развития экономики и рынка, уровень безработицы и прочее.
- Socio-culture. Социокультурные факторы предполагают изучение поведения потребителей, общепринятых привычек, демографической структуры, культурных особенностей и так далее.
- Technology. Технологические факторы включают исследование различных технологических изменений: политики в отношении интеллектуальной собственности, новых технологий и разработок, оптимизации технического оборудования и тому подобного.
Анализ перечисленных внешних факторов помогает всесторонне оценить текущее положение компании на рынке и спрогнозировать её наиболее вероятное будущее.
Осуществление PEST-анализа — достаточно длительный и объёмный процесс. Мы постараемся кратко описать самую суть:
- Установите внешние факторы, которые оказывают ощутимое влияние на компанию, её деятельность и прибыль. Список факторов у каждого бизнеса будет свой.
- Соберите информацию о текущем состоянии каждого фактора. Используйте публичные отчёты, результаты маркетинговых исследований, данные СМИ и всё, что поможет сформировать мнение о конкретном факторе.
- Проанализируйте каждый значимый фактор. Оцените текущий уровень влияния каждого фактора и вероятность изменения фактора в течение нескольких предстоящих лет.
- Проранжируйте факторы с учётом важности влияния, в том числе с учётом вероятных изменений, для компании. Те факторы, которые влияют более всего, будут находиться вверху списка. Чем выше фактор по значимости, тем более интенсивного мониторинга он требует.
- Спрогнозируйте, какие последствия могут произойти для компании под воздействием влияния значимых факторов. Составьте план действий для разных сценариев. Особое внимание уделите мерам, которые помогут снизить негативное влияние.
PEST-анализ помогает объективно оценить возможности компании и перспективы развития, а также разработать долгосрочную стратегию компании с учётом воздействия макросреды. В частности, метод позволяет выявить внешние возможности и вероятные угрозы, определить тенденции делового мира, предотвратить заведомо убыточные проекты, сформировать мнение о среде при выходе на новые рынки. Как правило, PEST-анализ проводят в перспективе 3-10 лет и ежегодно корректируют.