Онлайн-журнал

Анализ рынка туристических услуг России

Общие тенденции развития рынка в 2020 году
 

Пандемия стала вызовом для мировой экономики и большинства её отраслей. По оценкам ЮНВТО, в январе–августе 2020 г. число международных туристических прибытий в мире сократилось на 700 млн (на 70,0%).

 

Введение карантинных ограничений, связанных с пандемией COVID-2019, оказало значительное негативное воздействие и на туристическую отрасль России. Закрытие границ, временные локдауны в отдельных странах, сложности с перелётами — всё это привело к тому, что около 30% российских туристов решили не планировать зарубежный отдых, а 40% — приняли решение отменить бронирование.

 

Безусловно, из-за закрытия границ на первую позицию в туристическом рейтинге вышли внутренние поездки, и туристы переориентировались на отечественные курорты. Тем не менее, спад произошёл и в этом сегменте. Так, по данным Банка России, именно туристическая индустрия в России оказалась одной из самых пострадавших за период пандемии. По данным мониторинга отраслевых финансовых потоков, объём платежей в отрасли в мае 2020 г. отставал от докоронавирусной «нормы» примерно на 90%, в июне — на 80–90%, к концу июля — на 66%, к концу августа — на 54%, в целом за 2020 год спад составил более 30%.

 

Однако менее всего пострадали и даже выросли объёмы организованных через турагентства путешествий — на 1% за год. Отдых в отелях ценовых сегментов «выше среднего» и «премиум» увеличился на 8%. Эти направления выросли за счёт раннего бронирования.

 

Больше же всего в 2020 году пострадал внутренний экскурсионный туризм: спрос на экскурсии и познавательные туры снизился на 50–60%.

 
 

Внешний туризм

 

В 2020 году наблюдалось рекордное снижение международных туристических потоков: и въездных, и выездных. По данным Банка России, объём въездного туризма в январе–ноябре 2020 г. составил 8,3 млрд долларов США, что ниже показателя за аналогичный период предыдущего года на 74,8%. В целом, за 2020 год объём въездного туризма снизился на 72,7%, а выездного — на 74%.

 
 

В 2020 году основная часть въездного туризма была представлена гражданами Украины (61%), Казахстана (13%), Абхазии (8%) и других соседних республик. Это свидетельствует о том, что основной поток туристов в Россию был основан на деловых и рабочих поездках, а также с целью посещения родственников и близких. Наиболее популярными странами, на которые пришлась большая часть выездного туризма, были Турция, Таиланд и ОАЭ, суммарный поток в которые составил порядка 32%.

 

В структуре продаж Level.Travel, онлайн-сервиса для бронирования туров, в 2020 году Турция занимала вторую позицию (21% общего объёма бронирований). По данным туроператора TUI Россия, Турция уступала только отдыху россиян внутри страны: на неё пришлось 24,0% совокупного бронирования.

 

Популярными направлениями для российских туристов в 2020 году также были Мальдивы, Абхазия, Египет и Украина. Количество поездок хоть и сократилось в сравнении с 2019 годом, но всего до 49,3%, а на Мальдивы и вовсе всего на 19,5% (если учитывать, что сокращение поездок в другие страны составило порядка 70–90%, то это достаточно низкий показатель). Прорывом 2020 года стала Танзания — на о. Занзибар, в 2020 году летали около 35 тыс. туристов, что в 5,3 раза больше, чем в 2019-м.

 
 

Для сравнения, в 2019 году наиболее популярными выездными направлениями были Турция (14,9% в общем объёме выездного туризма), Абхазия (10,6%), Финляндия (8,1%), Казахстан (7,0%) и Украина (5,6%). Таким образом, в 2020 году выездной туристический поток значительно перераспределился — популярных направлений стало меньше, но их доля в общем объёме туристических поездок значительно выросла.

 
 

Больше всего в 2020 году снизился исходящий поток туристов в страны Европы, в частности в Грецию, Хорватию, Черногорию; а входящий — из Мексики (на 96,1%), Австралии (на 95,7%), Китая (на 95,6%), Новой Зеландии (на 95,5%) и Гонконга (на 94,7%), что явно указывает на значительный спад объёма именно туристических поездок.

 
 

Внутренний туризм

 

Как уже отмечалось, в 2020 году из-за карантинных ограничений произошёл спад и внутреннего туристического рынка — по разным оценкам, в сравнении с показателями 2019 года, на 30–40%.

 

По данным туристических администраций регионов России, наиболее снизился туристический поток в Санкт-Петербург (на 2 млн, -80%), Москву (на 7 млн, -72%) и Московскую область (на 11,5 млн, -50%), Бурятию (на 200 тыс. -49%). В то же время в Республику Алтай было более 1,8 млн поездок, что даже на 0,4% больше, чем в 2019 году.

 

Следует отметить, что россияне всё-таки предпочитали отдыхать внутри страны. Так, согласно данным туристического оператора Level.Travel, удельный вес российских курортов в общем объёме бронирования составил 53,0%, средний чек составлял порядка 111 тыс. рублей на двоих; TUI утверждают, что доля путешествий внутри страны достигала 70%.

 

Внутренний туризм демонстрировал наиболее высокие показатели в летнее время года. Так, по данным Ростуризма, за летний сезон 2020 года юг России посетили более 10 млн человек. Наиболее популярными направлениям были привычные Краснодарский (6,2 млн чел.) и Ставропольский край (0,5 млн чел.). Стоит отметить, что в 2020 году было и несколько новых локаций для массовых путешествий — Дагестан (спрос вырос на 40%), Карелия (наблюдался рост в два раза), Ингушетия, Алтай и Калининградская область. Эти регионы предпочитают, прежде всего, жители крупных населённых городов, которые привыкли к активному отдыху за границей, а сейчас выбирают мало разведанные части России.

 
 

Прогнозы развития туристической отрасли в 2021 году

 

Ключевыми тенденциями 2020 года были преобладания коротких, но частых поездок над редкими и длительными (неделя и более) или наоборот — отпуск длиной более 14 дней. Так, первая тенденция аргументирована мышлением по типу «нужно ехать, пока ещё не закрыли границы», а вторая — «мы долго не ездили, и непонятно, когда поедем в следующий раз». Также зародились новые виды отдыха: «bleisure» (business+leisure) и «jleisure» (job+leisure) — работа без отрыва от отдыха, вследствие чего популяризировались длительные поездки на три и более месяцев в тёплые регионы и лесную местность. Эксперты прогнозируют, что в 2021 году эти тенденции только усилятся, а сами направления будут на волне популярности ещё долгое время.

 

Что касается объёмов международного туризма, в 2021 году возможен небольшой рост путешествий ввиду открытия многих направлений. Однако прогнозировать направления и объёмы выездного туризма сейчас невозможно — восстановление будет зависеть только от успехов кампании по вакцинации и общей эпидемиологической обстановки во всём мире. Единственное, о чём можно утверждать с уверенностью, — в летнее время спросом однозначно будут пользоваться Абхазия и Турция, эти страны более лояльны к российским туристам во время карантинных ограничений. Но стоит помнить, что даже они иногда вводят временные ограничения.

 

Конечно же, наиболее вероятным сценарием развития рынка в 2021 году будет постепенное открытие стран и возобновление полноценного авиасообщения. Однако ожидать стремительного восстановления международного туризма пока не стоит. Наиболее оптимистичным является возврат к показателям 2017 г. (9 млн выездных туристов, 3 млн иностранных туристов), однако и это маловероятно. Наиболее популярным в 2021 году будет массовый туризм (поездки в наиболее популярные туристические регионы и города, иногда даже за границу), а наиболее стабильным так и будет оставаться премиальный сегмент.

 

Ожидается, что только около 40% туристов от объёмов докризисных 2018 и 2019 гг. будут готовы ездить в зарубежные турпоездки в этом году. В приоритете будет безопасность на отдыхе, возможность быстрого отказа/замены услуги или дат, с возвратом полной суммы средств. Однако в любом случае туристам необходимо быть готовым к росту цен. Если границы будут частично закрыты, больше всего будут возрастать цены в среднем и премиальном сегменте — на 15–20%, в экономе цены должны оставаться на прежнем уровне, поскольку спрос на этот сегмент снижается с каждым годом.

Все о развитии бизнеса
с помощью онлайн-инструментов и опыте спикеров-предпринимателей

Узнать больше

Нажимая кнопку «Узнать больше», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, и соглашаетесь с пользовательским соглашением