Онлайн-журнал

Индекс цифровизации бизнеса

Результаты BDI
 

Банк «Открытие» совместно с Московской школой управления СКОЛКОВО, Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства и Аналитическим центром НАФИ провели очередное исследование цифровизации бизнеса. По сравнению с предыдущим годом заметно увеличилась доля компаний, развивающих свои сайты, использующих онлайн-каналы продвижения бизнеса и готовых полностью заменить личное общение цифровым. Как ещё изменилась цифровизация малого и среднего бизнеса? Мы собрали основные выводы исследования в этом материале.

 

Общие выводы

 

За последние полгода индекс цифровизации бизнеса вырос с 50 до 51 п.п. При этом важно отметить, что количество компаний с низким уровнем цифровизации значительно снизилось: с 20% в феврале 2020 года до 11%.

 
 

Предприниматели цифровизируют бизнес сразу по нескольким направлениям: развивают свои сайты, используют онлайн-каналы в продвижении бизнеса и в коммуникации с клиентами, внедряют электронный документооборот.

 

Развивающиеся сферы

 

Доля компаний сегмента МСБ, которые имеют полноценный корпоративный сайт с детальной информацией, по сравнению с сентябрём 2020 года выросла на 22 п.п. (с 41% до 63%).

 
 

В отношении каналов продвижения бизнеса происходят два взаимосвязанных процесса:

 
  • увеличивается доля компаний, размещающих рекламу в интернете (c 58% до 66% за год);
  • снижается доля использующих офлайн-каналы продвижения бизнеса (газеты, радио; с 43% до 26% за год). 
 
 

Растёт популярность социальных сетей как инструмента продвижения бизнеса — на сегодняшний день у 70% компаний сегмента МСБ есть страница в соцсетях. Самыми используемыми соцсетями являются Instagram (77%) и ВКонтакте (72%). 

 
 

Перевод бизнеса в цифровое пространство привёл к тому, что многие предприниматели и руководители предприятий МСБ стали больше задумываться об информационной безопасности. Доля компаний, не использующих инструменты обеспечения безопасности данных, по сравнению с сентябрём 2020 года снизилась на 7 п.п. (с 28% до 21%).

 
 

Цифровизация влияет на внутренний документооборот компаний. Всё больше компаний комбинируют офлайн- и онлайн-способы ведения документооборота — с сентября 2020 года их доля выросла на 12 п.п. (с 45% до 58%). Электронный документооборот в настоящее время полностью или частично внедрён в 73% компаний (показатель вырос на 14 п.п. по сравнению с сентябрём 2020 года).

 
 

Денежные операции всё активнее переводятся в онлайн-формат: доля компаний, использующих систему быстрых платежей для расчётов с физическими лицами, выросла с 1% до 17% по сравнению с февралём 2020 года. Каждая вторая российская компания сегмента МСБ в настоящий момент не посещает офис банка и осуществляет всё общение только в онлайн-формате.

 
 

Проблемные сферы

 

На фоне финансовых проблем из-за пандемии многие компании сегмента МСБ отказались от обучения сотрудников цифровым технологиям — доля компаний, не проводящих такое обучение, за год увеличилась с 57% до 75%.

 
 

Почти каждый второй руководитель (45%) уверен, что ему самому и его сотрудникам достаточно имеющихся знаний для успешного использования цифровых инструментов.

 
 

Точки роста

 

Как показало исследование, одной из главных точек роста в области цифровой трансформации бизнеса для российских компаний сектора МСБ продолжает оставаться повышение цифровой грамотности сотрудников.

 

Важен также более ответственный подход к информационной безопасности сопровождения бизнес-процессов. Хотя эта сфера уверенно развивается, до сих пор некоторым предпринимателям сложно использовать инструменты обеспечения безопасности данных.

 

И самой проблемной зоной оказалось обучение сотрудников. Это важная сфера, ведь без обучения сотрудников не будет развития вашего бизнеса.

Все о развитии бизнеса
с помощью онлайн-инструментов и опыте спикеров-предпринимателей

Узнать больше

Нажимая кнопку «Узнать больше», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, и соглашаетесь с пользовательским соглашением