Онлайн-журнал

Что такое айдентика бренда

И зачем она вам

Дополнительные материалы
Шаблон брифа на разработку айдентики
Дополнительные материалы
Шаблон брифа на разработку айдентики
 

Чтобы бренд стал узнаваемым, недостаточно делать хороший продукт или тратить огромные средства на рекламу. Важно создать определённый образ компании в сознании потребителей. Название бренда, используемые цвета, логотип — всё это должно вызывать ассоциации, релевантные замыслу производителя. Совокупность элементов, работающих на идентификацию компании, называют айдентикой. Эта статья Open Academy поможет вам разобраться, что же такое айдентика бренда и что о ней стоит знать.

 

Определение айдентики бренда

 

Айдентика — corporate ID, brand ID, корпоративная идентичность — это совокупность элементов, которые формируют образ и восприятие бренда. Посредством корпоративной идентичности формируют первое впечатление о компании и общее восприятие. Хороший brand ID всегда соответствует ценностям бренда и транслирует его основные идеи.

 

С помощью айдентики бренд получает узнаваемость в среде клиентов. Продуманный brand ID создаёт эмоциональную связь с потребителями через узнаваемые образы, ассоциируется с продуктами компании.

 

Айдентика бренда — это комплекс характерных черт, которые делают бренд узнаваемым визуально, тактильно либо посредством иных каналов восприятия.

 
 

О путанице в терминологии

 

Нередко айдентику бренда приравнивают к таким понятиям, как фирменный стиль, бренд, брендинг. Это неверно, поскольку:

 
  • Бренд — метафизическое понятие. Оно включает в себя ценности, ассоциации, нематериальные образы, которые возникают в сознании людей после соприкосновения с брендом. Это сочетание ожиданий, возлагаемых покупателем на продукт и эмоций, возникающих после покупки. То есть под понятием бренда стоит понимать сформировавшийся уровень восприятия, доверия и отношений между компанией и клиентами.
  • Брендинг — маркетинговый процесс, направленный на создание уникального бренда. Он подразумевает постоянное развитие и продвижение бренда. В процессе брендинга специалисты целенаправленно формируют определённый образ или ценность, которые повысят привлекательность бренда для клиентов. Аудитории транслируют сообщения о ценностях, характеристиках и атрибутах бренда. Для этого используют разные каналы и способы, в том числе и донесение месседжа через элементы айдентики бренда.
  • Фирменный стиль — часть corporate ID, которая в основном направлена на визуальное узнавание бренда.
 

Айдентика выступает визуально или вербально осязаемой частью бренда. Она помогает в брендинге и включает в себя фирменный стиль дополнительно к иным элементам.

 
 

Базовые элементы brand ID

 

К основным элементам айдентики относят форму, шрифт и цветовую палитру.

 

Форма

 

Формы могут быть как классическими геометрическими фигурами вроде квадрата или круга, так и нестандартными. Именно с определения основной формы начинают создание логотипа. В дальнейшем её используют в рекламных материалах и на визуальных носителях.

 

Вариант формы выбирают, исходя из направления деятельности компании и характера бренда. К примеру:

 
  • Чёткие строгие формы и прямые углы могут транслировать консерватизм бренда.
  • Круг нередко ассоциируют со стабильностью, безмятежностью, естественностью.
 

Через форму стараются передать какую-то философскую идею: миссию компании, её взаимоотношения с клиентами, особенности деятельности.

 

Выбирая форму, желательно визуализировать её применение. Так, можно нарисовать логотип от руки или поэкспериментировать с вариациями в специальных сервисах. К примеру, в сервисе Canva:

 
 

Шрифт

 

Тип шрифта имеет огромное значение для бренда. Он привлекает внимание, облегчает зрительное восприятие и запоминаемость образа компании. Посредством правильно выбранного шрифта можно повысить уникальность бренда, создать единую концепцию образа или наоборот.

 
 

Основные правила выбора шрифта:

 
  • Шрифт должен быть читаемым во всех цветах и размерах. Учитывайте, как будет выглядеть текст на разных носителях.
  • Шрифт должен коррелировать с деятельностью компании. К примеру, роскошный и вычурный шрифт будет вызывать диссонанс при использовании его компанией по производству с/х техники, а вот для бьюти-сферы он будет вполне органичен.
  • При использовании нескольких шрифтов важно их взаимное сочетание. Разрозненность шрифтов нарушит восприятие информации.
 

В хорошей айдентике не должно быть чрезмерно много шрифтов. В идеале — один-два сочетаемых варианта.

 

В поиске идеального шрифта могут помочь также помочь специализированные сервисы. Например, в Adobe Fonts можно посмотреть как надпись будет выглядеть в различном написании:

 
 

Цветовая палитра

 

Цвет — это, пожалуй, первое, что запоминается при взгляде на логотип бренда, рекламу или упаковку бренда. И именно этот элемент активно формирует ассоциации. В айдентике каждому цвету придают своё значение. Например:

 
  • зелёный ассоциируют с экологичностью, надёжностью;
  • жёлтый создаёт ощущение радости, счастья и удовольствия;
  • фиолетовый демонстрирует эксклюзивность и премиальный характер;
  • розовый передаёт заботу, нежность и мягкость.
 

Для цветового решения обычно выбирают 2-3 сочетающихся между собой цвета: один яркий оттенок и два более спокойных. Но это не аксиома и цветов может быть больше.

 

Принцип выбора каждого элемента, его значение и желаемый посыл подробно описывают в брендбуке. Это необходимо, чтобы в будущем упростить использование айдентики и предотвратить неверное применение.

 

Вдохновением при выборе цветовой палитры может послужить просмотр разнообразных решений. Есть множестве сервисов, генераторо и прочих ресурсов по подбору цветов. Как пример, Color Palettes:

 
 

Носители айдентики бренда

 

Элементы айдентики размещают на всех брендовых носителях, которые создаёт компания. В частности, это:

 
  • Логотип. Его считают основой бренда, поскольку он присутствует практически на всех носителях и влияет на запоминание бренда. Хороший логотип легко узнаваем, отличается от конкурентов и понятно выглядит даже в чёрно-белом решении.
  • Упаковка. При разработке айдентики стоит изначально учитывать форму упаковки и то, каким образом элементы будут использованы.
  • Бланки. На бланках используют логотип, корпоративные шрифты и по возможности брендовые цвета.
  • Визитные карточки. В данном атрибуте также используют все базовые элементы айдентики, поскольку зачастую визитка приравнивается к первому соприкосновению с брендом.
  • Электронные письма. Использование brand ID в письмах помогает выделить сообщение среди прочей переписки. Но нужно грамотно продумать процессы вёрстки, чтобы элементы корректно отображались на разных устройствах и в разных браузерах.
 

Элементы айдентики применяют везде, где это возможно — на корпоративном сайте и в социальных сетях, в буклетах и рекламных листовках, при оформлении вывесок, витрин и ценников.

 
 

Популярные виды corporate ID

 

Различают несколько основных разновидностей айдентики, которые применяют чаще всего.

 

Традиционная айдентика

 

Это классика corporate ID. Все детали базовых элементов тщательно проработаны и при использовании не изменяются. Для каждого отдельного элемента составляют гайдлайн. В нём прописывают, как следует использовать элементы.

 

Такой вариант подходит компаниям, у которых уже сформирован ассортимент, есть устоявшиеся отношения с потребителями и некоторая доля рынка. Выпуск продукта в упаковке с нестандартным оформлением может негативно отразиться на деятельности компании или её прибыли.

 

Динамическая айдентика

 

В динамическом варианте допустимо несколько вариаций логотипа. Основное значение имеют цвет и элементы стиля. Чёткие правила по использованию, как правило, отсутствует. Может отсутствовать и брендбук. Динамическая айдентика даёт свободу специалистам, которые разрабатывают носители айдентики. Отсутствие строгого регламента позволяет подстраивать визуал под конкретный канал связи с клиентом.

 

Полиморфный логотип

 

Такой вариант логотипа чаще всего используют в динамической айдентике. В зависимости от места размещения, логотип может меняться, но при этом сохраняет узнаваемый вид. Например, есть основной логотип головной организации и немного изменённые логотипы для филиалов. Или усечённый вариант применяют на носителях, на которых сложно разместить оригинал целиком без искажения.

 

Вербальная айдентика

 

В вербальной айдентике акцент делают на слова и речь. То есть основой может быть слоган компании или текст рекламного ролика. Возможно, это какие-то фразы, которые часто фигурируют в сообщениях компании. Посредством вербальной айдентики формируют узнаваемый бренд. Иногда потребители могут не помнить логотип и иной визуал бренда, но упоминание определённого набора слов сразу же вызывает чёткие ассоциации с конкретной компанией.

 
 

Айдентика смысла

 

В этом случае айдентику строят на большом количестве визуальных образов. Причём текст может вовсе отсутствовать. Задача — вызвать определённые эмоции или ассоциации. Если бренд узнаваемый, то потребители легко считывают смысл образов. Но стартапам и молодым компаниям стоит с осторожностью использовать айдентику смысла. Ещё ничего не знающий о бренда потребитель может неверно трактовать увиденный образ и не всегда положительно.

 

Маскоты

 

Маскот — это персонаж, который олицетворяет бренд. Он может быть реалистичным (человек, животное, предмет) или выдуманным (сказочное существо, фантазийный герой). Для него тщательно продумывают внешность, особенности характера, манеру поведения и иные детали, которые могут как-то передать характеристики бренда. По сути, маскот — это представитель компании, который коммуницирует с аудиторией.

 

С помощью маскотов можно сделать свой продукт узнаваемым, рассказывать просто о сложных услугах, транслировать ценности бренда и вовлекать аудиторию во взаимодействие.

 

Общепринятый символ

 

Можно использовать символ, который понятен абсолютно любому человеку. Например, изображение дома или солнца будет понятно всем. Такой символ видоизменяют с учётом айдентики, сохраняя его общую узнаваемость. Важно чтобы выбранный символ вызывал чёткие ассоциации с брендом и его деятельностью.

 

При выборе вида айдентики следует руководствоваться спецификой бизнеса и особенностями целевой аудитории. Например, если компания планирует выпуск новых продуктов, лучше выбрать динамическую айдентику — это избавит от сложностей при дизайне упаковки для новой продукции. Нужно заранее продумать не только текущее использование corporate ID, но и применение в перспективе.

 
 

Этапы разработки айдентики

 

Процесс разработки айдентики можно разделить на четыре основных этапа:

 
  1. Определение глобальной идеи. Здесь тщательно изучают историю компании, её стратегию, миссию, ценности, принципы работы, ближайшие и долгосрочные планы. Выполняют анализ конкурентов. Составляют план позиционирования бренда. В итоге формулируют, какими должны быть визуальные образы, чтобы в полной мере отображать идеологию компании.
  2. Разработка визуала. Создают системы идентификаторов, которые помогут в достижении целей компании. На этом этапе продумывают формы, цветовые решения, шрифты. К каждому элементу прилагают пояснение, почему он был выбран и в чём его смысл.
  3. Внедрение идентификаторов. Формируют айдентику бренда: создают логотип, составляют слоганы, разрабатывают фирменный стиль с учётом носителей. По итогу готовят брендбук — книгу, в которой подробно описаны миссия компании, правила и способы использования элементов айдентики, варианты носителей.
  4. Оценка и контроль. Завершающим этапом оценивают эффективность айдентики, контролируют соблюдение заданных стандартов.
 

В результате разработки бренд должен получить выразительную и действенную «упаковку», которая повысит узнаваемость компании, увеличит лояльность аудитории и поможет выделиться на фоне конкурентов.

 

Создание качественной айдентики требует значительных затрат времени, сил и средств. Небольшой бизнес на этапе становления может обойтись одним логотипом. Но если в планах компании — создание узнаваемого образа и привлечение внимания клиентов, по мере развития стоит задуматься и о полноценной айдентике. К тому же, качественный brand ID снизит расходы на продвижение новых продуктов, повысит эффективность рекламных кампаний и поспособствует увеличению объёма продаж.

Дополнительные материалы
Шаблон брифа на разработку айдентики