Чтобы бренд стал узнаваемым, недостаточно делать хороший продукт или тратить огромные средства на рекламу. Важно создать определённый образ компании в сознании потребителей. Название бренда, используемые цвета, логотип — всё это должно вызывать ассоциации, релевантные замыслу производителя. Совокупность элементов, работающих на идентификацию компании, называют айдентикой. Эта статья Open Academy поможет вам разобраться, что же такое айдентика бренда и что о ней стоит знать.
Айдентика — corporate ID, brand ID, корпоративная идентичность — это совокупность элементов, которые формируют образ и восприятие бренда. Посредством корпоративной идентичности формируют первое впечатление о компании и общее восприятие. Хороший brand ID всегда соответствует ценностям бренда и транслирует его основные идеи.
С помощью айдентики бренд получает узнаваемость в среде клиентов. Продуманный brand ID создаёт эмоциональную связь с потребителями через узнаваемые образы, ассоциируется с продуктами компании.
Айдентика бренда — это комплекс характерных черт, которые делают бренд узнаваемым визуально, тактильно либо посредством иных каналов восприятия.
Нередко айдентику бренда приравнивают к таким понятиям, как фирменный стиль, бренд, брендинг. Это неверно, поскольку:
- Бренд — метафизическое понятие. Оно включает в себя ценности, ассоциации, нематериальные образы, которые возникают в сознании людей после соприкосновения с брендом. Это сочетание ожиданий, возлагаемых покупателем на продукт и эмоций, возникающих после покупки. То есть под понятием бренда стоит понимать сформировавшийся уровень восприятия, доверия и отношений между компанией и клиентами.
- Брендинг — маркетинговый процесс, направленный на создание уникального бренда. Он подразумевает постоянное развитие и продвижение бренда. В процессе брендинга специалисты целенаправленно формируют определённый образ или ценность, которые повысят привлекательность бренда для клиентов. Аудитории транслируют сообщения о ценностях, характеристиках и атрибутах бренда. Для этого используют разные каналы и способы, в том числе и донесение месседжа через элементы айдентики бренда.
- Фирменный стиль — часть corporate ID, которая в основном направлена на визуальное узнавание бренда.
Айдентика выступает визуально или вербально осязаемой частью бренда. Она помогает в брендинге и включает в себя фирменный стиль дополнительно к иным элементам.
Формы могут быть как классическими геометрическими фигурами вроде квадрата или круга, так и нестандартными. Именно с определения основной формы начинают создание логотипа. В дальнейшем её используют в рекламных материалах и на визуальных носителях.
- Чёткие строгие формы и прямые углы могут транслировать консерватизм бренда.
- Круг нередко ассоциируют со стабильностью, безмятежностью, естественностью.
Через форму стараются передать какую-то философскую идею: миссию компании, её взаимоотношения с клиентами, особенности деятельности.
Выбирая форму, желательно визуализировать её применение. Так, можно нарисовать логотип от руки или поэкспериментировать с вариациями в специальных сервисах. К примеру, в сервисе Canva:
Тип шрифта имеет огромное значение для бренда. Он привлекает внимание, облегчает зрительное восприятие и запоминаемость образа компании. Посредством правильно выбранного шрифта можно повысить уникальность бренда, создать единую концепцию образа или наоборот.
- Шрифт должен быть читаемым во всех цветах и размерах. Учитывайте, как будет выглядеть текст на разных носителях.
- Шрифт должен коррелировать с деятельностью компании. К примеру, роскошный и вычурный шрифт будет вызывать диссонанс при использовании его компанией по производству с/х техники, а вот для бьюти-сферы он будет вполне органичен.
- При использовании нескольких шрифтов важно их взаимное сочетание. Разрозненность шрифтов нарушит восприятие информации.
В хорошей айдентике не должно быть чрезмерно много шрифтов. В идеале — один-два сочетаемых варианта.
В поиске идеального шрифта могут помочь также помочь специализированные сервисы. Например, в Adobe Fonts можно посмотреть как надпись будет выглядеть в различном написании:
Цвет — это, пожалуй, первое, что запоминается при взгляде на логотип бренда, рекламу или упаковку бренда. И именно этот элемент активно формирует ассоциации. В айдентике каждому цвету придают своё значение. Например:
- зелёный ассоциируют с экологичностью, надёжностью;
- жёлтый создаёт ощущение радости, счастья и удовольствия;
- фиолетовый демонстрирует эксклюзивность и премиальный характер;
- розовый передаёт заботу, нежность и мягкость.
Для цветового решения обычно выбирают 2-3 сочетающихся между собой цвета: один яркий оттенок и два более спокойных. Но это не аксиома и цветов может быть больше.
Принцип выбора каждого элемента, его значение и желаемый посыл подробно описывают в брендбуке. Это необходимо, чтобы в будущем упростить использование айдентики и предотвратить неверное применение.
Вдохновением при выборе цветовой палитры может послужить просмотр разнообразных решений. Есть множестве сервисов, генераторо и прочих ресурсов по подбору цветов. Как пример, Color Palettes:
Элементы айдентики размещают на всех брендовых носителях, которые создаёт компания. В частности, это:
- Логотип. Его считают основой бренда, поскольку он присутствует практически на всех носителях и влияет на запоминание бренда. Хороший логотип легко узнаваем, отличается от конкурентов и понятно выглядит даже в чёрно-белом решении.
- Упаковка. При разработке айдентики стоит изначально учитывать форму упаковки и то, каким образом элементы будут использованы.
- Бланки. На бланках используют логотип, корпоративные шрифты и по возможности брендовые цвета.
- Визитные карточки. В данном атрибуте также используют все базовые элементы айдентики, поскольку зачастую визитка приравнивается к первому соприкосновению с брендом.
- Электронные письма. Использование brand ID в письмах помогает выделить сообщение среди прочей переписки. Но нужно грамотно продумать процессы вёрстки, чтобы элементы корректно отображались на разных устройствах и в разных браузерах.
Элементы айдентики применяют везде, где это возможно — на корпоративном сайте и в социальных сетях, в буклетах и рекламных листовках, при оформлении вывесок, витрин и ценников.
Это классика corporate ID. Все детали базовых элементов тщательно проработаны и при использовании не изменяются. Для каждого отдельного элемента составляют гайдлайн. В нём прописывают, как следует использовать элементы.
Такой вариант подходит компаниям, у которых уже сформирован ассортимент, есть устоявшиеся отношения с потребителями и некоторая доля рынка. Выпуск продукта в упаковке с нестандартным оформлением может негативно отразиться на деятельности компании или её прибыли.
В динамическом варианте допустимо несколько вариаций логотипа. Основное значение имеют цвет и элементы стиля. Чёткие правила по использованию, как правило, отсутствует. Может отсутствовать и брендбук. Динамическая айдентика даёт свободу специалистам, которые разрабатывают носители айдентики. Отсутствие строгого регламента позволяет подстраивать визуал под конкретный канал связи с клиентом.
Такой вариант логотипа чаще всего используют в динамической айдентике. В зависимости от места размещения, логотип может меняться, но при этом сохраняет узнаваемый вид. Например, есть основной логотип головной организации и немного изменённые логотипы для филиалов. Или усечённый вариант применяют на носителях, на которых сложно разместить оригинал целиком без искажения.
В вербальной айдентике акцент делают на слова и речь. То есть основой может быть слоган компании или текст рекламного ролика. Возможно, это какие-то фразы, которые часто фигурируют в сообщениях компании. Посредством вербальной айдентики формируют узнаваемый бренд. Иногда потребители могут не помнить логотип и иной визуал бренда, но упоминание определённого набора слов сразу же вызывает чёткие ассоциации с конкретной компанией.
В этом случае айдентику строят на большом количестве визуальных образов. Причём текст может вовсе отсутствовать. Задача — вызвать определённые эмоции или ассоциации. Если бренд узнаваемый, то потребители легко считывают смысл образов. Но стартапам и молодым компаниям стоит с осторожностью использовать айдентику смысла. Ещё ничего не знающий о бренда потребитель может неверно трактовать увиденный образ и не всегда положительно.
Маскот — это персонаж, который олицетворяет бренд. Он может быть реалистичным (человек, животное, предмет) или выдуманным (сказочное существо, фантазийный герой). Для него тщательно продумывают внешность, особенности характера, манеру поведения и иные детали, которые могут как-то передать характеристики бренда. По сути, маскот — это представитель компании, который коммуницирует с аудиторией.
С помощью маскотов можно сделать свой продукт узнаваемым, рассказывать просто о сложных услугах, транслировать ценности бренда и вовлекать аудиторию во взаимодействие.
Можно использовать символ, который понятен абсолютно любому человеку. Например, изображение дома или солнца будет понятно всем. Такой символ видоизменяют с учётом айдентики, сохраняя его общую узнаваемость. Важно чтобы выбранный символ вызывал чёткие ассоциации с брендом и его деятельностью.
При выборе вида айдентики следует руководствоваться спецификой бизнеса и особенностями целевой аудитории. Например, если компания планирует выпуск новых продуктов, лучше выбрать динамическую айдентику — это избавит от сложностей при дизайне упаковки для новой продукции. Нужно заранее продумать не только текущее использование corporate ID, но и применение в перспективе.
- Определение глобальной идеи. Здесь тщательно изучают историю компании, её стратегию, миссию, ценности, принципы работы, ближайшие и долгосрочные планы. Выполняют анализ конкурентов. Составляют план позиционирования бренда. В итоге формулируют, какими должны быть визуальные образы, чтобы в полной мере отображать идеологию компании.
- Разработка визуала. Создают системы идентификаторов, которые помогут в достижении целей компании. На этом этапе продумывают формы, цветовые решения, шрифты. К каждому элементу прилагают пояснение, почему он был выбран и в чём его смысл.
- Внедрение идентификаторов. Формируют айдентику бренда: создают логотип, составляют слоганы, разрабатывают фирменный стиль с учётом носителей. По итогу готовят брендбук — книгу, в которой подробно описаны миссия компании, правила и способы использования элементов айдентики, варианты носителей.
- Оценка и контроль. Завершающим этапом оценивают эффективность айдентики, контролируют соблюдение заданных стандартов.
В результате разработки бренд должен получить выразительную и действенную «упаковку», которая повысит узнаваемость компании, увеличит лояльность аудитории и поможет выделиться на фоне конкурентов.
Создание качественной айдентики требует значительных затрат времени, сил и средств. Небольшой бизнес на этапе становления может обойтись одним логотипом. Но если в планах компании — создание узнаваемого образа и привлечение внимания клиентов, по мере развития стоит задуматься и о полноценной айдентике. К тому же, качественный brand ID снизит расходы на продвижение новых продуктов, повысит эффективность рекламных кампаний и поспособствует увеличению объёма продаж.