Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Что такое GDPR

И как он влияет на российский бизнес

Дополнительные материалы
Контрольный список
Политика конфиденциальности
Соглашение об обработке данных
Запрос на удаление данных
GDPR на русском
Дополнительные материалы
Контрольный список
Политика конфиденциальности
Соглашение об обработке данных
Запрос на удаление данных
GDPR на русском
 

Суть регламента, советы по внедрению + шаблоны документов

 

С мая 2018 года в Евросоюзе действует «Общий регламент о защите данных», или GDPR. Закон актуален для любых операторов, ведущих деятельность в странах Евросоюза. Российские предприниматели должны учитывать, что соблюдение отечественного законодательства не означает автоматического соответствия нормам GDPR. Мы, Open Academy, решили рассказать об уровне влияния GDPR на российские компании и о том, кому и как следует соблюдать нормы данного закона.

 

Что такое GDPR

 

General Data Protection Regulation (Общий регламент о защите данных) — закон, принятый Европейским Союзом с целью урегулирования и обеспечения прозрачности процесса обработки персональных данных. Он содержит требования к обработке, нормы о передаче персональных данных, стандартах защиты и штрафах за нарушение правовых норм.

 

Под персональными данными GDPR подразумевает любые сведения, позволяющие идентифицировать пользователя. Например:

 
  • имя и фамилия;
  • данные документа, удостоверяющего личность;
  • дата и место рождения;
  • место проживания/регистрации;
  • контактные данные;
  • IP-адрес и параметры соединения.
 

Отдельно классифицируют «особо охраняемые данные». К ним относят такие критерии, как:

 
  • национальная и расовая принадлежность;
  • вероисповедание;
  • политические взгляды;
  • данные о здоровье (медицинские заключения, результаты анализов и т. п.);
  • биометрические данные (запись голоса, отпечатки пальца и иные физические, физиологические или поведенческие признаки, пригодные для идентификации субъекта);
  • сексуальная ориентация и т. д.
 

В соответствии с GDPR с информацией работают два типа операторов — обработчики и контролёры. Первые непосредственно обрабатывают данные, вторые — выступают источником данных и проверяют их корректность. При этом компания вправе одномоментно быть и обработчиком, и контролёром. К примеру, обрабатывать данные клиентов и мониторить обработку данных своих сотрудников.

 

Что важно знать об отличиях российских и западных клиентов

Узнаете, чем отличается российский клиент от западного. Поймёте, почему нужно адаптировать западные технологии продаж под российский рынок.

no link

Узнаете, чем отличается российский клиент от западного. Поймёте, почему нужно адаптировать западные технологии продаж под российский рынок.

 

Основные идеи и цели регламента

 

Основные идеи регламента состоят в защите персональных данных, обеспечении прав и свобод людей в отношении защиты данных, ограничение свободного перемещения данных в рамках подконтрольной территории.

 

Среди основных целей закона можно выделить следующие:

 
  • внедрить современные стандарты защиты данных;
  • предоставить людям инструменты контроля над персональными данными;
  • развить цифровое пространство по защите данных;
  • обеспечить строго соблюдение утверждённых норм всеми участниками;
  • создать правовую базу для международной передачи персональных данных.
  • GDPR предусматривает, что операторы обязаны получать согласие на обработку данных, а пользователи вправе получать полную информацию о содержании данных и условиях обработки. Причём субъекты могут потребовать удаления своих данных, даже без объяснения причин, и компания обязана исполнить требование.
 
 

Что и кто попадает под действие GDPR

 

Действие GDPR распространяется на полностью либо частично автоматизированную обработку персональных данных граждан Евросоюза, как на территории ЕС, так и за его пределами. Соблюдать закон обязаны физические и юридические лица, организации, государственные структуры и иные институты. Любая деятельность, даже некоммерческая и безвозмездная, связанная с обработкой данной, попадает под влияние регламента.

 

Например, если сайт, доступный для граждан ЕС, собирает Cookies, то он попадает под действие закона. Когда в каком-либо сервисе зарегистрировался гражданин ЕС и оставил свои персональные данные, тоже требуется соблюдение GDPR.

 

Как GDPR влияет на российский бизнес

 

Частым заблуждением предпринимателей становится предположение, что соблюдения российского права вполне достаточно. В РФ действуют нормы, схожие с GDPR — ФЗ № 152 от 27.07.2006 «О персональных данных». Его цель также состоит в защите персональных данных при обработке.

 

Основное отличие ФЗ №152 в том, что он запрещает передачу данных другому оператору без согласия владельца. Он не требует уведомления пользователей и надзорных органов об утечке данных, что обязательно по стандартам GDPR. Но самое главное — он действителен только для операторов в пределах РФ.

 

GDPR актуален для российской организации, если она работает на территории ЕС и/или использует персональные данные европейских граждан. То есть, фактическое местонахождение организации и её юрисдикция значения не имеют.

 

К примеру, небольшая российская компания базируется в РФ и соблюдает российское законодательство. Она не имеет европейских филиалов, но в режиме онлайн оказывает услуги гражданам из ЕС. Соответственно, эта компания обязана соблюдать GDPR.

 
 

Чем грозит несоблюдение GDPR российским компаниям

 

Игнорирование норм GDPR может обернуться последствиями различного характера:

 
  • Экономические. За несоблюдение GDPR органы власти могут наложить на компании-нарушителей штрафы размером до 4 % от годового оборота. При этом сумма взыскания варьируется в зависимости от тяжести нарушения, его продолжительности и последствий. К примеру, французские власти присудили компании Google штраф в размере 50 млн евро за то, что пользователей мобильного приложения не уведомляли должным образом о порядке обращения с их персональными данными. Дополнительные финансовые последствия для нарушителей могут быть выражены исками от непосредственных владельцев данных.
  • Репутационные. Нежелание соблюдать GDPR может стать причиной негативного мнения о компании. Люди будут опасаться взаимодействия с компанией из-за отсутствия защиты данных. Партнёры будут избегать сотрудничества из-за плохой репутации.
  • Коммерческие. Если выяснится, что компания не соблюдает GDPR, клиенты могут уйти к конкурентам. Заключать договоры с другими компаниями будет сложнее. Всё это сильно повлияет на доходы.
 

Может показаться, что российскому бизнесу бояться нечего: где Россия, а где та Европа. Но действие регламента о защите данных экстерриториально. Если компания работает на европейском рынке, но зарегистрирована в России, её, может быть, и не накажут напрямую. Однако есть и иные способы влияния, помимо штрафов. Например:

 
  • ограничат доступ к сайтам на территории ЕС;
  • примут меры в отношении гендиректора (запрет на въезд и т. п.);
  • наложат арест на зарубежные счета и прочее.
 

Кроме того, есть риски и в работе с российскими партнёрами. К примеру, компания-партнёр активно сотрудничает с европейцами и ей важно поддержание хорошей репутации относительно защиты данных. Вряд ли такой компании нужны деловые отношения с сомнительными партнёрами.

 

В целом, исполнение GDPR полезно. Бизнес, соблюдающий регламент, соответствует большинству международных требований и ему гораздо проще выйти на западные рынки.

 

С чего начать внедрение GDPR в своём бизнесе

 

В первую очередь внимательно изучите регламент и выделите моменты, которые могут относиться к вашему бизнесу. Далее следует провести детальный аудит процессов, связанных с данными:

 
  • Установите, какие персональные данные собирает ваш проект, где и как они хранятся.
  • Выясните, как, когда, кем и зачем обрабатывают персональные данные.
  • Разработайте механизмы защиты данных. Обеспечьте защиту от взлома. Пропишите политику доступа к обработке данных. Ограничьте круг лиц, которые вправе работать с данными.
  • Назначьте ответственного сотрудника по защите персональных данных. В идеале он должен хорошо разбираться в GDPR и его применении на практике.
 
 

Что нужно сделать для соблюдения GDPR

 

На самом деле чтобы соблюсти требования GDPR, нужно просто уважать права пользователей. Но среди прочих дел можно и забыть о чём-то важном. Поэтому представляем вам тот минимум, который надлежит выполнить:

 
  1. Разместите на своём ресурсе информацию о сборе персональных данных. Объясните, что и зачем вы собираете. Любому новому пользователю показывайте уведомление о сборе данных и предлагайте ознакомиться с политикой. Например, можно сделать это посредством всплывающего окна.
  2. Спрашивайте пользователей о согласии на обработку данных. Желательно получать активное согласие, когда пользователь совершает действие для подтверждения. К примеру, проставляет галочку в чек-боксе «Я согласен с условиями обработки данных».
  3. Применяйте double opt-in (двойное подтверждение). Это пункт касается email-рассылки. Перед началом отправки рассылки новому подписчику попросите его подтвердить согласие путём перехода по ссылке в приветственном письме.
  4. По первому требованию пользователя предоставляйте и удаляйте данные. Помните, что владелец данных не обязан объяснять причину, достаточно его пожелания.
  5. Уведомляйте об утечке данных владельцев и органы контроля. Если произошла утечка данных, вне зависимости от причин, уведомите об этом пользователей. И непременно известите надзорные органы, одновременно предоставив план мер по исправлению ситуации.
 

Применение GDPR для российского бизнеса может и не потребоваться, если компания не планирует выход на европейские рынки или работу с гражданами ЕС. Однако добровольное соблюдение регламента положительно повлияет на репутацию, повысит прозрачность деятельности для клиентов и партнёров, увеличит уровень лояльности и доверия со стороны общества.

Дополнительные материалы
Контрольный список
Политика конфиденциальности
Соглашение об обработке данных
Запрос на удаление данных
GDPR на русском