Mind map — способ понятной визуализации больших объёмов информации. Майндмэппинг активно применяют как в маркетинге, так и в других сферах. Однако эта техника зачастую кажется сложной и доступной исключительно специалистам. Open Academy рассказывает, как легко создавать майнд-карты и какие программные инструменты можно использовать.
Mind map (дословно с англ. карта ума) — графический метод, который позволяет визуализировать объёмные линейные форматы информации. Внешне схема интеллект-карты представляет древовидную структуру — от центрального образа отходят ветви к связанным идеям, а сами ветви дополняют ключевыми словами.
- Схема. Классический древовидный формат, когда от центра карты расходятся лучи-ветви.
- Структура. Основной пункт размещают в верхней части карты, под ним размещают нужное количество поясняющих пунктов и под каждым — нужные подпункты.
- Рыбья кость (fishbone). «Голова» — это главная мысль карты, а от «хребта» в разные стороны расходятся второстепенные идеи.
Существуют и другие виды карт, но вариант представления не так важен, главное — понятное представление идеи. По мнению автора инструмента, психолога Тони Бьюзена, данный графический метод позволяет высвободить скрытый потенциал мозга.
Когда информация представлена линейным способом — текстом, списками, разрозненными схемами — в процессе задействовано лишь левое полушарие мозга. Для понимания сути линейного формата, требуется немало усилий.
В процессе использовании ментальных карт работают оба полушария, что позволяет гораздо быстрее воспринимать, понимать и ассоциировать информацию. Техника задействует все когнитивные функции: память, обучение, творческое и иные виды мышления.
- Центральная идея. Она представляет заглавную тему карты.
- Толстые основные ветви, идущие от центра. Ветви — это ключевые темы, связанные с основной темой. В идеале каждая ветвь имеет собственный цвет для визуального разделения. От основных ветвей отходят «побеги» второго и третьего уровня, представляющие подтемы. Все ветви целесообразно изображать гибкими, поскольку прямые линии создают монотонность и мешают живому восприятию.
- Ключевое слово либо ассоциативное изображение на каждой ветви. Желательно использовать одно-два слова. Слова лучше писать печатными буквами для удобства прочтения. Размер букв и толщину линий можно изменять с учётом важности идеи и уровня темы.
Технику визуализации мышления и альтернативной записи в формате майнд-карт называют майндмэппингом (mindmapping). Применять ментальные карты удобно практически в любой сфере жизни, где требуется визуально понятное представление информации.
- Разместите лист бумаги горизонтально. В центре укажите главное ключевое слово.
- От центральной идеи прорисуйте естественно-изогнутую толстую ветвь. Закрасьте ветвь и придайте её толщину с учётом важности информации в общей иерархии.
- Подпишите ветвь ключевым словом, понятно отображающим суть данной части карты карты.
- От толстой основной ветви отведите второстепенные ветви второго уровня, далее от них — ветви третьего уровня. Подпишите все ветви нужными ключевыми словами. Добавьте пустых ветвей или оставьте место под них, чтобы предусмотреть вероятность появления новых идей.
- Другим цветом рисуйте вторую основную ветвь от центральной идеи. Добавьте ветви подуровни и пропишите ключевые слова.
- Дорисуйте ещё несколько основных ветвей с разветвлениями — каждую своим цветом.
- После составления структуры из основных ветвей начинайте заполнять карту. Передвигайтесь с ветви на ветвь, добавляйте нужную информацию или изображения. По мере возникновения новых идей и ассоциаций можно дорисовать дополнительные ветви.
- При необходимости можно добавлять соединения меж основными ветвями, если нужно подчеркнуть взаимосвязь.
Постарайтесь заполнить лист равномерно и не оставлять много пустого пространства. Это облегчит восприятие общей картины. Однако группа ветвей одного цвета визуально должна выделяться.